Новости
"Надо сначала всплыть, зафиксироваться, а дальше уже подниматься в небеса", - глава УВЗ о ситуации в корпорации и планах на будущее
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО | В России

Новый генеральный директор НПК "Уралвагонзавод" Александр Потапов признал непростую финансовую ситуацию на предприятии. Об этом он сообщил в интервью "Коммерсантъ". Также Потапов рассказал о том, что уже успел сделать и планах на будущее, передает корреспондент Накануне.RU.

Александр Потапов, в частности, признался, что впечатления от первых месяцев работы в НПК "Уралвагонзавод" "разные": тематика оборонки, по его словам, ему хорошо известна, что касается гражданской составляющей - "это для меня не новое, но очень важное направление" и "надо очень внимательно, вдумчиво разбираться, расставлять и выстраивать правильные приоритеты".

Глава УВЗ признался, что после назначения достаточно быстро расстался с частью заместителей.

"К ним были вопросы, на которые не было дано внятных ответов. С такими замами продолжать работать я просто не намерен, поэтому и попросил их освободить занимаемые места. Новую команду уже частично набрал, но этот процесс не решается за сегодня-завтра. При этом в корпорации есть профессиональные люди, которых я знаю и к которым отношусь с большим уважением: их надо сохранить", - рассказал он, добавив, что слухи о сокращениях персонала на площадках УВЗ муссируются в региональной прессе постоянно, "но я прямо могу сказать: так вопрос не стоит и стоять не будет".

"Как я ранее говорил, сокращений не будет", - подчеркнул Потапов.

По информации гендиректора "Уралвагонзавода", по отношению к предыдущему году в процентном соотношении объем консолидированной выручки по первому полугодию в среднем вырос на 39–41%. По гражданской продукции рост составил порядка 70%, по гособоронзаказу — чуть больше. Объем производства в финансовом выражении в первом полугодии составил порядка 66 млрд руб. При этом, на 2017 год по выручке поставлен план порядка 140–145 млрд руб.

По словам Потапова, в настоящее время на гражданское производство приходится где-то 30% от общего объема выпущенной УВЗ продукции, остальное — ГОЗ и ВТС.

"В послании президента четко было сказано, что к 2030 году соотношение выпускаемой продукции на предприятиях ОПК должно составлять 50% на 50%. Стратегия "Ростеха" предполагает доведение доли гражданской продукции до 50% к 2025 году. Здесь, правда, стоит учитывать, что, когда эта стратегия принималась, УВЗ еще не входил в состав госкорпорации. Но так или иначе, мы должны существенно нарастить объемы производства и поставок гражданской продукции. Это задача серьезная: если ты стартуешь с соотношения 30% на 70%, а темпы роста выпуска спецпродукции будут выше темпов роста выпуска гражданской, то доля гражданской продукции у нас будет уменьшаться", - рассказал топ-менеджер.

Отвечая на вопрос относительно тяжелой финансовой ситуации на предприятии Александр Потапов отметил: "Если бы мы стартовали с нуля, то была бы одна история, а мы стартуем… Я не хочу сказать со дна океана, это уж совсем было бы печально. Но точно мы находимся под водой. Видимо, надо сначала всплыть, зафиксироваться, а дальше уже подниматься в небеса".

Он пояснил, что ситуация на предприятии "реально непростая".

Предприятие несет большое количество обязательств, в том числе и перед коммерческими банками: фактически вся рентабельность, которая у нас имеется, идет на обслуживание кредитного портфеля. Не решив этот вопрос — какими бы мы ни обладали супервозможностями,— искать выход из ситуации будем долго. Поэтому было принято решение о начале переговоров с крупными банками на предмет снижения существующей процентной ставки. И нам это удается: "Сбербанк" пошел нам навстречу. У нас был облигационный заем, мы погасили обязательства и понизили нагрузку на предприятие с 13% до 9,75%. Я встречался с руководителями двух крупнейших банков, понимая, что от них поддержка будет, если мы будем вести правильную финансово-экономическую политику в корпорации. Дальше мы планируем все-таки растянуть сроки погашения этих кредитов. Один банк под госгарантию выставил УВЗ ставку по кредиту в 24%. Я когда об этом узнал, то просто дара речи лишился. С президентом этого банка я встречаться отказался, перекредитовались в другом месте", - рассказал Потапов.

Он уточнил, что это был частный банк, а также добавил, что в случае, если "Уралвагонзаводу" удастся перекредитовать весь портфель, то нагрузка снизиться порядка на 5–6 млрд руб. в год. В дальнейших планах - выход из непрофильных проектов и ненужных активов, которые существуют. Например, угольные проекты.

"Структурно я начинаю проводить некоторые изменения: компетенция экспорта должна быть очень четко выверена, должны работать профессиональные люди, хорошо знающие внешний рынок и работающие на нем. Конечно, с высоты прожитых лет иногда думаешь: "Хорошо, давайте конкурировать на внутреннем рынке между российскими компаниями, но на внешнем не будем конкурировать — будем там договариваться". В этом направлении есть поддержка и понимание Минпромторга и "Ростеха". Мы сейчас также находим для себя крупных партнеров, которые могли бы выходить единым пулом на то или иное государство для представления своей продукции", - рассказал Потапов.

В качестве примера он привел отношения с ОАО "РЖД", назвав их "конструктивными".

Прокомментировал Александр Потапов и создание бронетанкового холдинга УВЗ и Курганмашзавода: "Создание бронетанкового холдинга находится в ведении госкорпорации "Ростех". Я думаю, сам вектор будет выстраиваться в этом направлении, но сейчас нужно навести порядок на УВЗ, отработать здесь идеологию развития — точно такие же задачи стоят у коллег с "Курганмашзавода". А после этого уже можно говорить о неких объединениях".

Потапов также пояснил, что интеграция УВЗ в "Ростех" еще продолжается. Речь идет о двух направления. Первое носит юридический характер: в следующем году завершатся корпоративные процедуры в соответствии с указом президента. Вместе с тем имеется достаточно большой комплект нормативных документов, наработанных в "Ростехе", однако УВЗ, не дожидаясь этого вхождения, начал реализовывать механизмы единого казначейства и единые подходы по аудиту.

Коснулся глава корпорации и темы продажи "УВЗ-Логистик". Как рассказал Александр Потапов, в середине июня по согласованию с "Ростехом" в "УВЗ-Логистик" поменяли руководство. Сегодня перед компанией стоит несколько задач: улучшить финансово-экономическое положение, увеличить доходную часть, уменьшить расходную часть.

"Понятно, что сегодня УВЗЛ должен генерировать прибыль. Но это бизнес, который я называю самостоятельным. Для нас же важно, чтобы все инвестиции, вложения, которые мы туда произвели, вернулись — и чем быстрее, тем лучше. Поэтому перед новым руководством компании поставлена задача максимально быстро подготовить несколько сценариев развития, которые в том числе предполагают погашение прямых денежных обязательств, которые были внесены, а также тех поручительств, которые были даны за УВЗЛ. Чтобы было понятно: в цифрах это порядка 30 млрд руб. "живых" денег и порядка 88 млрд руб. поручительств. Выход из этой конструкции с точки зрения обязательств УВЗ может серьезно улучшить его финансово-экономическое положение. Это же механизм, можно действовать по-разному в том, что касается погашения обязательств перед УВЗ с точки зрения дальнейшей судьбы УВЗЛ. По крайней мере, я могу насчитать сразу три варианта развития. Но пока говорить о них не хочу", - пояснил топ-менеджер.

В заключение Александр Потапов поделился мнением о реализации госпрограммы вооружений до 2020 года, отметив, что он "здесь проблем с точки зрения нашей продукции особо не видет".

"С военными у нас полное взаимопонимание: если возникают вопросы, обращаемся, находим решение", - отметил он, добавив, что работа идет по всем направлениям, в том числе и по "Армате".

"Я могу сказать, что сейчас мы находимся на этапе НИОКР и решение о сроках поставки "Арматы" в войска будет после завершения госиспытаний. Но если говорить другим языком, то экватор мы уже перешли", - подытожил Потапов.

Добавим, что интервью Потапова на своей странице в Facebook опубликовал российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, при этом, отметил: "Новый руководитель "Уралвагонзавода" рассказывает о проблемах, которые ему достались от прежнего руководства, уволенного по инициативе Коллегии ВПК, и новых задачах".