Новости
Развитие сюжета:

12:22 23.09.2005 У "Газпрома" особый интерес к ОМЗ

ОМЗ думают продать "Газпрому"
Политика | Россия

Государству, похоже, пришлось по вкусу, что крупные частные компании возвращаются под контроль госкорпораций. Вслед за “Силовыми машинами”, долю в которых купит РАО “ЕЭС России”, владельца может сменить и ОМЗ. Как стало известно “Ведомостям”, основатель компании Каха Бендукидзе ведет переговоры о ее продаже и наиболее реальный покупатель - Газпромбанк.

Справка: ОМЗ производит оборудование для атомной энергетики, горнодобывающей отрасли и металлургии. Около 25% акций принадлежит основателю ОМЗ, министру экономики Грузии Кахе Бендукидзе, около 15% – НПФ “Газфонд”, около 13% – “дочкам” компании, около 9% – члену совета директоров ОМЗ Алану Казбекову. Выручка по МФСО за 2004 г. составила $524 млн по текущим операциям и $138 млн – по завершенным. Общая прибыль – $70 млн.

Основатель ОМЗ, а ныне министр экономики Грузии Каха Бендукидзе ведет переговоры о продаже компании, рассказали “Ведомостям” два источника, близких к переговорам. Наиболее реальный претендент на покупку - Газпромбанк, уверяет один из них. Другой напоминает, что Бендукидзе давно объявил, что намерен продать свою долю в компании. Причем вместе с его акциями планируется продать бумаги Алана Казбекова и ряда менеджеров компании - в сумме около 40%. По словам собеседника “Ведомостей”, переговоры с Газпромбанком ведутся около полугода, но пока к каким-либо договоренностям не привели. “Актив сложный. Ведь ОМЗ объединяет несколько бизнесов, слабо связанных между собой”, - поясняет он.

Впрочем, интересуется ОМЗ не только Газпромбанк. Как рассказал “Ведомостям” источник, знакомый с ходом переговоров, возможностью покупки доли в ОМЗ интересовались также “Базовый элемент”, УГМК и “Северсталь-Транс”. Представитель “Северсталь-Транса” заявляет, что его компания не ведет переговоров о покупке доли в ОМЗ. Официальные представители “Базэла” и Газпромбанка от комментариев отказались. А представитель УГМК сказал, что его компании такая сделка не интересна.

Газпромбанку достаточно купить 35% акций ОМЗ, чтобы группа “Газпром” получила контроль над компанией, ведь у пенсионного фонда “Газфонд” уже есть около 15% акций ОМЗ. Рыночная капитализация компании составляет около $164 млн. Аналитик ОФГ Елена Сахнова оценивает 35% акций ОМЗ примерно в $60 млн, а контрольный пакет - в $90-100 млн. С Бендукидзе связаться не удалось: в течение нескольких дней он не отвечал на звонки “Ведомостей”.

Газпромбанк уже выкупил часть бизнеса Бендукидзе: в 2004 г. он получил контроль над “Атомстройэкспортом”, генподрядчиком строительства атомных станций за рубежом. Государство давно хотело вернуть этот актив в госсобственность, и “Газпром” (точнее, его “дочка”) помог ему в этом. Пригодится государству и ОМЗ, отмечает чиновник Минпромэнерго. Он говорит, что слышал о возможной продаже доли в ОМЗ и добавляет, что государству “желательно” становиться совладельцем крупнейших промышленных корпораций.

Начали чиновники с самого сладкого. В конце прошлого года за налоговые долги на аукционе было продано основное добывающее предприятие “ЮКОСа” - “Юганскнефтегаз”, и сейчас он принадлежит государственной “Роснефти”. В этом году государство довело свою долю в “Газпроме” до контрольной, выкупив у “дочек” монополии ее акции. Сам же “Газпром” ведет переговоры о покупке “Сибнефти”.

А теперь госкомпании, похоже, приступили к консолидации машиностроительных активов. На днях РАО ЕЭС объявило, что выкупит у “Интерроса” блокпакет акций “Силовых машин”, а еще 30%-ным пакетом энергохолдинг и “Интеррос” будут управлять совместно. Эти планы, а также возможная покупка Газпромбанком ОМЗ могут свидетельствовать о том, что у государства может быть план по созданию одной госкорпорации, которой в итоге могут быть переданы акции крупнейших промышленных предприятий, полагает аналитик ОФГ Елена Сахнова. В этом случае государству удастся то, что не получилось у частных акционеров. Владельцы “Силмашин” и ОМЗ уже затевали объединение, но в 2004 г. альянс распался, потому что Владимир Потанин договорился о продаже компании немецкому Siemens. Но государство в лице Федеральной антимонопольной службы не дало согласия на такую сделку. По оценке аналитика “УралСиба” Вячеслава Смольянинова, если “Силмашины” и ОМЗ в итоге объединятся, это будет машиностроительная компания с ежегодной выручкой более $1,5 млрд, сравнимая по масштабу с крупными международными производителями.

Впрочем, Смольянинов сомневается в том, что Газпромбанк или РАО ЕЭС будет более эффективным собственником, нежели действующие акционеры. “ОМЗ для "Газпрома" - такой же непрофильный актив, как "Силовые машины" для РАО, - отмечает эксперт. - Поэтому о синергии в случае заключения этих сделок речь не идет”.

Бендукидзе давно хотел выйти из бизнеса в России, сконцентрировать свой бизнес в Грузии и стать премьер-министром этой страны, говорит президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. “Эти планы могут и не реализоваться, но очевидно, что из России Бендукидзе хочет уйти. Он нашел правильного покупателя на ОМЗ в лице Газпромбанка, ведь сделку с ним никто никогда не оспорит”, - считает эксперт.