Один из основных владельцев холдинга "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) Каха Бендукидзе ведет переговоры о продаже своей доли с представителями крупных российских компаний. В число таких компаний, упоминаемых СМИ со ссылкой на источники, близкие к переговорам, входит "Газпромбанк", интерес к ОМЗ проявляют ООО "Базовый элемент" ("Базэл"), УГМК и ОАО "Северсталь-транс", сообщает RBCdaily.
ОМЗ – одно из трех крупнейших российских объединений тяжелого машиностроения. В его структуру входят "Уралмашзавод", "ОМЗ-спецсталь", Ижорские заводы и еще несколько десятков предприятий, включая недавно приобретенные чешские активы (Skoda Steel и Skoda JS). Все предприятия разделены на четыре дивизиона ("ОМЗ-Атом", "Горное оборудование", "Спецсталь" и "Уралмаш-Промуслуги"). Основными владельцами ОМЗ являются нынешний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе, его партнеры и бывший менеджмент ОМЗ (42% акций), иностранные институциональные инвесторы (27%) и российские институциональные инвесторы (14%), среди которых называется еще одна дочерняя структура ОАО "Газпрома" – ПФ "Газфонд".
Выручка от реализации компании в 2004 г. составила по МСФО $531 млн, EBITDA – $39,5 млн, чистая прибыль – $61,022 млн. Наибольший рост по итогам года отмечен в дивизионе горного оборудования – 107% (объем продаж 96,3%). Дивизион "Спецсталь" в прошлом году вышел на показатель $180,5 млн (рост 75%), "Промуслуги" по итогам года выросли на 52% ($160,1 млн). Замедление темпов роста отмечено в атомном дивизионе – на этом направлении продажи не превысили $146 млн.
Появление в прошлом году упомянутого газпромовского фонда среди акционеров ОМЗ породило множество слухов о стратегических намерениях концерна Алексея Миллера в отношении компании Кахи Бендукидзе. Впрочем, тогда представители "Газпрома" эти слухи опровергали. Относительно переговоров о получении контрольного пакета в ОМЗ добиться комментариев у предполагаемых партнеров не удалось, но аналитики не сомневаются, что переговоры ведутся – по крайней мере, между двумя указанными сторонами.
"Что касается УГМК и "Северсталь-транса", то они не будут участвовать в этом проекте, во всяком случае, никакого видимого интереса к нему они не проявляли, – говорит аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина, – "Базэлу" отдельные активы ОМЗ, конечно, интересны, но вряд ли компанию Олега Дерипаски устроит роль ни на что не влияющего миноритария всего машиностроительного холдинга. Что касается "Газпрома", то он выполняет госзаказ, связанный с прицелом государства на создание национального энергомашиностроительного объединения, куда войдут и ОМЗ, и "Силовые машины", и ряд инжиниринговых компаний и НИИ, которых в уставной капитал новой компании передаст государство".
Как говорят аналитики, неудавшееся слияние ОМЗ и "Силовых машин", затем столь же неудачная попытка Siemens купить "Силовые машины" (заявка была отклонена ФАС с формулировкой "угроза возникновения монополии") вялые претензии "Базэла" на указанный актив и, наконец, более четкие планы РАО "ЕЭС" отражают в той или иной степени "государственные раздумья" относительно перспектив тяжелого машиностроения. ОМЗ, "Силовые машины", как и группа "Энергомаш", пока обеспечены контрактами на обслуживание "мирного атома" и электромощностей других видов на пространстве, некогда осваивавшемся советскими энергетиками, – вплоть до Индии и Вьетнама. Однако в правительстве, видимо, задаются вопросом: долго ли смогут эти компании порознь противостоять технологической мощи Siemens, General Electric, Alstom и других международных гигантов? И не вернуть ли тяжелое машиностроение если не под контроль государства, то хотя бы под некую единую структуру – на манер создаваемого единого авиастроительного холдинга? Впрочем, пока это только раздумья.
"Для государства, фактически контролирующего сам "Газпром", экономической целесообразности в приобретении ОМЗ пока нет, – говорит старший аналитик ФК "УРАЛСИБ" Вячеслав Смольянинов, – если не иметь в виду некие долгосрочные стратегические планы по созданию мощной национальной машкорпорации. Но поскольку четкого понимания схемы и принципов деятельности такой корпорации не прослеживается, пока сложно говорить об экономическом эффекте сделки и в дальней перспективе".
Между тем, говорят аналитики, не исключено, что помимо стратегического заказа главного акционера "Газпром" может иметь и собственный интерес к ОМЗ. "Помимо государственных целей, у "Газпрома" в данном случае могут быть собственные: холдинг уже покупал у структур Кахи Бендукидзе отдельные активы, и, думаю, все, что связано с производством энергетического оборудования, в принципе интересно "Газпрому" и сейчас, – считает Денис Нуштаев из ИФК "Метрополь". – Точно так же, как металлургическим холдингам интересен горно-металлургический дивизион. В данном случае такой различие интересов настолько очевидно, что вероятнее всего не покупка пакета всей корпорации, а ее постепенная продажа по частям".
"Экономическая логика в приобретении "Газпромом" ОМЗ есть, – говорит начальник аналитического отдела ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев. – Все-таки речь идет о такой перспективной отрасли, как оборудование для атомной энергетики, притом что стоимость указанных активов по сравнению с другими предполагаемыми покупками ("Сибнефть") совсем невелика. Определенная диверсификация активов имеет свой смысл в плане распределения рисков".