В Госдуме РФ готовятся к рассмотрению поправки, которые могут позволить негосударственным вузам принимать абитуриентов на бюджетные места (финансировать которые планируется за счет бюджета). Российский союз ректоров выразил свою позицию, посчитав, что такое нововведение создаст множество противоречий, в том числе может привести к конфликту понимания образования как конституционного права граждан против его понимания как рыночной услуги.
Представители негосударственных вузов также высказали свою точку зрения. Так, в Российском новом университете (ректор – Владимир Зернов – председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России) считают, что права на получение финансирования от государства в той или иной форме (конкурсы инновационных вузов, бюджетные места, госзаказ) незаслуженно получают лишь государственные вузы.
"Вот уже 20 лет ситуация с российскими вузами неизменная: государственные ― хорошие и любимые дети, которым родители помогают, даже если те шалят, негосударственные ― непослушные и ленивые пасынки, даже если целыми днями моют посуду. Контрольные цифры приема (то есть бюджетные места), право участвовать (а особенно — право побеждать) в конкурсах инновационных вузов, шансы получить госзаказ — все доставалось исключительно вузам государственной формы собственности. У негосударственных вузов оставалось только право учить студентов за их деньги. Кстати, и этим правом госвузы тоже обладают и не стесняются пользоваться — вопреки распространенному заблуждению, большинство платников учатся в государственных вузах", - полагает пресс-секретарь ректора Российского нового университета (РосНОУ) Ксения Самойлова.
По словам представителя РосНОУ, попытки изменить эту ситуацию принимались неоднократно, а о ее ненормальности заявляли и министр Андрей Фурсенко ("Было бы справедливо, чтобы наравне с государственными негосударственные вузы имели право получать господдержку"), и глава Рособрнадзора Любовь Глебова ("Есть два-три десятка хороших негосударственных вузов, которые конкурируют с государственными вузами по качеству подготовки"), и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ("Равный доступ к госзаказу обеспечит не только конкуренцию, но и саморазвитие системы образования"), и председатель комитета Государственной думы Григорий Балыхин, инициировавший законопроект о равенстве частных и государственных вузов.
"Что же предлагается в проекте закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ)"? Существенное изменение одно — вместо "государственные вузы" предлагается написать "вузы, имеющие государственную аккредитацию". Обратите внимание — "государственную". То есть вузы, чья образовательная деятельность проверена и одобрена государством", - отмечает Ксения Самойлова.
"Сегодня из 1115 аккредитованных высших учебных заведений России 462 — частные вузы, студенты которых самостоятельно оплачивают свое обучение и не получают государственных стипендий. Депутаты Госдумы предлагают обеспечить лучшим частным вузам государственную поддержку в виде возможности обучать часть студентов за счет госбюджета. При этом государство не собирается выделять дополнительные средства, места освободятся за счет уменьшения финансирования отстающих государственных вузов. Планируется, что это будет 4,5 тыс. студентов из "не более 40" ведущих негосударственных вузов.
По оценкам же главы Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослава Кузьминова "среди частных вузов есть некоторые, которые действительно могут конкурировать с государственными. "Российская экономическая школа", "Московская школа социально-экономических наук", "Международный университет", РосНОУ, "Европейский университет в Петербурге" — все это действительно серьезные заведения. Есть еще около десятка вузов по стране, которые сколько-нибудь прилично учат".
Однако не все ректоры госвузов настроены столь же объективно. Законопроект о равенстве стал причиной немаленькой бури в российском образовательном сообществе. Российский Союз ректоров даже отправил письмо на имя полномочного представителя правительства РФ в ГД Андрея Логинова, где пытался объяснить неразумным депутатам, кто есть кто в российском образовании. И кого можно трогать, а кого категорически не рекомендуется.
По уверениям РСР, конституционные права граждан на образование реализуются на базе методов и организаций, которые в рамках исторического горизонта (50 и более лет) доказали свою эффективность (как именно доказали, не уточняется), основная задача государственных вузов — воспроизводство образовательных методов и методик, доказавших свою эффективность и состоятельность на основе рыночных и временных параметров (на основе каких конкретно параметров была доказана эффективность, неизвестно), а негосударственная организация, работающая на государственном подряде, отвечает только за соответствие работ госзаказу, но не ее последствия (по 93 ФЗ любые организации, работающие на государственном подряде, отвечают только за соответствие госзаказу) и так далее.
Но самое удивительное предложение Союза ректоров — при распределении контрольных цифр приема в первую очередь учитывать качество образования: "индикаторами качества должны стать четкие критерии, консолидировано утвержденные вузовской корпорацией и органами управления образованием, а процессы оценки качества должны быть открытыми обществу".
Не важно, что именно эти идеи много лет не могли пробиться сквозь через стену корпоративной солидарности именно государственного сектора высшей школы. Гораздо важнее другое — официальный представитель государственных вузов официально заявляет: "четкие критерии должны стать индикаторами"? А что же является индикаторами сейчас и являлось последние 20 лет? Не качество образования, а что-то другое учитывалось при распределении контрольных цифр приема (бюджетных мест) среди госвузов? Неужели главным индикатором был, как и подозревали многие, удельный политический вес соответствующих госректоров?
Неудивительно, что в мировом образовательном сообществе российская высшая школа все больше превращается в призрак, живущий по каким-то свои законам, не имеющим отношения к мировым образовательным тенденциям", - считает пресс-секретарь РосНОУ.