Новости
15 лет назад экипажу захваченного в Кандагаре Ил-76 удалось бежать. Как это было
Общество | В России | За рубежом

Сегодня исполняется ровно 15 лет с того дня, как российскому экипажу самолета Ил-76 удалось бежать из кандагарского плена, где он пробыл год и 13 дней.

3 августа 1995 г. самолет Ил-76ТД, принадлежавший казанской компании "Аэростан", с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был "Северный альянс", авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага "Талибана" Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолет был перехвачен истребителем МиГ-21 движения "Талибан" и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещенными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолета находились в плену в очень тяжелых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжелым: они всерьез опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам "Талибана". С другой стороны, они не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолетам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолет требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооруженным конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU 16 августа 1996 г. экипаж самолета смог совершить побег на своем же самолете — через Иран в ОАЭ. При очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило поврежденное колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлету, но безуспешно. Самолет-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полет хватило, так как самолет перед рейсом в Кабул был заправлен с расчетом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолет уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причем на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолет в свое воздушное пространство, в дальнейшем самолет беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские летчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

Владимир Шарпатов герой России пилот|Фото: Накануне.RuПозднее эти события легли в основу художественного фильма "Кандагар", консультировал съемочную группу командир захваченного в Афганистане Ил-76 Владимир Шарпатов. В 2010 г. произошла "встреча" командира с тем самым бортом, который сегодня летает "под флагом" одной из екатеринбургских авиакомпаний и выполняет, в том числе, гуманитарные рейсы. А сам Владимир Шарпатов в прошлом году отпраздновал 70-летний юбилей.

Подробнее об этих событиях можно прочитать в интервью Владимира Шарпатова Накануне.RU.