Новости
Карты в руки УВЗ: Россия ограничивает закупку вагонов на Украине
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР

Россия ограничила импорт со стороны четырех крупнейших вагоностроителей Украины. Ущерб для Украины, готовящейся к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, можно расценивать как огромный, так как экспорт вагонов в Россию приносил 0,5% украинского ВВП. Аналитики прогнозируют, что ожидается спад спроса на вагоны, поэтому конкурентная борьба между поставщиками обострится. Противником присутствия украинских вагонов в России считается НПК "Уралвагонзавод" - крупнейший производитель вагонов в СНГ по итогам 2011 года (22,5 тыс. ед.).

По информации Центра транспортных стратегий, еще в начале сентября 2012 года в России состоялась встреча представителей российских вагоностроительных заводов с президентом РФ Владимиром Путиным. В ходе этого мероприятия генеральный директор "Уралвагонзавода" Олег Сиенко выступил с инициативой о разработке мер по недопущению украинских вагонов на российский рынок.

А в июле 2012 года на совещании с металлургами в Челябинске Сиенко заявлял: "Сегодня рынок очень сузился. Вследствие того, что в 2009 году у нас был полный спад производства вагонов, плановые показатели в 2010 году мы только начали наращивать. Соответственно, в 2011 году у нас был резкий рост производства, и рынок это поглотил. В прошлом году украинские предприятия вместе с нами произвели 115 тыс.вагонов, при потребности рынка в 75 тысяч. В этом году - опять 115 тыс., при потребности в 65. Может быть, это все искусственно и инерционно идет. Но мы ставим под угрозу наши взаимосвязи с металлургией. Если эта тенденция продолжится, у нас будет спад производства. Это без учета того, что у нас еще не введены мощности Кислинского машиностроительного завода. Алтай собирается выпускать, Рязань пока не запустилась, весь тот объем - это около 30 тыс. Мы можем перенасытить рынок и просто сломать его. Что мы можем в этом случае сделать?". В ответ Владмир Путин тогда пообещал проработать этот вопрос и дать поручение правительству разработать соответствующее постановление.

И вот, когда уже вопрос с украинскими вагонами решен, аналитики не спешат с положительными прогнозами. Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк не видит взаимосвязанного с ограничением украинского импорта расширения УВЗ, ввиду не совсем благоприятной обстановки на рынке вагоностроения.

"Не нужно забывать, что вагонный рынок - это тоже рынок. Так вот и спрос на эти вагоны пока сейчас не такой большой, как раньше, ввиду переизбытка железнодорожнных вагонов. К тому же сейчас падает погрузка. Поэтому сейчас и в следующем году какого-либо роста заказов не ожидается, скорее всего, текущая ситуация сохранится. Что касается ограничения импорта Украины и повышения заказов УВЗ, то я не думаю, что это как-то компенсируется для УВЗ. Частично да – часть клиентов перетечет в УВЗ, но из-за того, что сейчас рынок в принципе не очень хороший, существенного преимущества Уралвагонзавод не получит", - рассказал Накануне.RU эксперт.

Вероятно, Россия пытается таким образом дать дополнительный импульс для развития собственного машиностроения. Тем более, что после резкого роста производства вагонов в 2010–2011 годах спрос на грузовые вагоны в России в 2012 году начал падать, а вслед за ним и цены. И надо отметить, что в этом году тенденция продолжилась. По данным журнала "РЖД-партнер", участники рынка уже в первом квартале 2013 года отметили спад стоимости в среднем на 20–25%. Восстановления спроса на вагоны в России не предвидится, в связи с чем и цены продолжат постепенно снижаться.