Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Федеральной антимонопольной службе, Минсельхозу и его региональным структурам разобраться в причинах роста цен на яйцо. Согласно данным Росстата куриные яйца с начала года подорожали на 17%, резкий скачок цен потребители ощутили в октябре.
В Уральском федеральном округе цена за "десяток" еще не дошла до рекордных 70 руб., такая цена зафиксирована в Южном округе. Однако, и на территории Урала, где работают несколько крупных птицефабрик, цены на куриные яйца в числе лидеров по удорожанию. По данным отчета уральского филиала "Специализированного центра учета в АПК" только за две последние недели сентября цены производителей на яйцо поднялись на 6,5%. В то же время такие сезонные товары, как тепличные помидоры и картофель подорожали на 4,8% и 4,6%. Если еще в июле производители продавали яйцо стандарта "С 1" за 2,4 руб., то уже в октябре его цена взлетела до 3,0 руб. На сегодняшний момент в розничных сетях Екатеринбурга десяток яиц первого сорта стоит от 45 до 60 руб.
В Свердловской области на конец октября средняя потребительская цена за яйцо находится на уровне 42,54 руб., причем, в последнюю неделю октября продукт покинул пятерку лидеров по росту цен. Удорожание связано с повышением оптовых цен производителями, поясняют в торговых сетях. Как сообщили Накануне.RU в торговом отделе сети "Кировский", за последние две недели птицефабрики на 12% увеличили цены:
"Причины повышения цен общие: рост цен на корма и стоимости энергоресурсов. Торговая надбавка у нас осталась на том же уровне, все зависит только от цен поставщиков. Закупочная цена яйца С1 составляет от 3,40 руб. за штуку до 3,96 руб.".
В среднем по России потребительская цена за две недели выросла с 45 руб. до почти 50 руб. за "десяток". Производители объясняют повышение тем, что в целом по России наблюдается снижение производства яиц, растут тарифы на электричество и газ, а также дорожают корма. На птицефабрике "Свердловской" снижение объемов производства не происходит, но из-за удорожания энергоресурсов и пшеницы оптовые цены предприятие повысило.
"Цена на сырье, зерно и масленичные культуры растут небывалыми темпами, если в 2011 г. тонна пшеницы стоила 4,5-4,7 тыс. руб., то сейчас она поднялась до 13 тыс. руб. Конечно, яйцо во столько раз не подорожало. В Свердловской области мы крупнейший производитель яйца, в России занимаем 3-4 место, поэтому мы зависим от состояния рынка во всей стране", - рассказала Накануне.RU пресс-секретарь Людмила Захарова.
Она отметила, что в яичном птицеводстве существует большая сезонность: летом цена на яйцо падает и предприятия работают себе в убыток. Осенью, когда начинается активное потребление яйца, цены поднимаются. На птицефабрике отмечают, что рост цены – заслуга не только производителей. В отдельных магазинах розничной сети стоимость яиц в полтора раза выше их оптовой цены.
Птицеводы Южного Урала по итогам последнего мониторинга центра учета выбились из общей ценовой картины. На конец октября стоимость яйца в Челябинске снизилась на 1,5% и составила в среднем 48,7 руб., сейчас цена опустилась еще ниже. Челябинские активисты движения "Народный контроль" видят в этом свою заслугу, в конце месяца общественники обратились с жалобой в Челябинское УФАС.
"Мы сообщили в Челябинскую антимонопольную службу о резком росте цены на яйцо с 36-37 руб. до 50-51 руб. В эти выходные яйцо в Челябинске уже стоило 41 руб. Я думаю, что производители и система торговли испугались возможного дела и резко снизили цену на яйцо", - рассказал Накануне.RU координатор проекта Вадим Воробей.
По его словам, помимо объективных причин для повышения цен (дефицит яйца из-за его закладки для производства цыплят), челябинские производители единовременно, повышая цены, злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке.
"На рынке Челябинской области не представлено яйцо производителей из других субъектов российской федерации. Раньше у нас было яйцо из Башкирии и Свердловской области. Вытеснение произошло благодаря предоставлению более низкой цены, а когда конкурентов не стало, челябинцы начали повышать цены", - предполагает Воробей.
В министерстве сельского хозяйства Челябинской области придерживаются мнения, что главным фактором повышения цены стало бедственное положение птицеводческого сектора. К слову, в сентябре ряд челябинских предприятий птицепрома подписали обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву. В нем аграрии рассказали о внушительных убытках и потребовали предоставления госпомощи. Главный специалист отдела животноводства и птицеводства Александр Марченко отмечает, что после повышения цен рентабельность производства значительно выросла: с -16% в мае до 9% в ноябре. Поэтому для ликвидации убыточности, вырасти в цене должно и мясо птицы.
"В 38 регионах снизилось производство яйца приблизительно на 600-800 млн, соответственно образовался вакуум. А то, что птицефабрики терпели огромные убытки – об этом никто не говорил. Хотя только наша птицефабрика "Челябинская" за девять месяцев этого года понесла 46 млн руб. убытка. Вышло так из-за того, что закупали зерно третьего класса по цене от 10 до 14,5 тыс. руб. за т. в 2012 г., четвертый класс еще дороже, так как в 2012 г. была засуха. В 2013 г. закупили зерно по цене 8-9 тыс. руб., но им нельзя кормить: надо, чтоб зерно вылежалось как минимум шесть месяцев. Если кормим зерном 2013 г., то используем дорогостоящие добавки, а это невыгодно. Мало того, сохранность птицы резко падает и, соответственно, производительность птицы снижается.
Мясо птицы тоже должно подорожать, потому что по сравнению с 2012 г. мы его продаем на 15 руб. дешевле. Я специально зашел в "Ашан", посмотрел цены: "Уралбройлер" отпускает за 52 руб., а в магазинах продают за 105-106 руб. Двойная наценка", - сообщил Накануне.RU Александр Марченко.
Поручение, данное ФАС на заседании правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков, наверняка спустят региональным отделениям. Однако, как рассказали агентству в Челябинском УФАС, ценовой контроль не входит в функции ведомства.
"Государственному ценовому регулированию подлежат продукты первой необходимости, в том числе и яйца, только в том случае, если цена вырастает в течение трех месяцев на 30%. Тогда вмешивается Правительство РФ и может ограничить цены. Антимонопольный орган долгое время вел мониторинг цен на пять основных продуктов питания, в том числе и яйцо, но уже полгода мы от этой функции отказались", - пояснила Накануне.RU руководитель УФАС Анна Козлова.
Единственное, что может заинтересовать антимонопольщиков в ситуации синхронного повышения цен на яйцо – возможный ценовой сговор производителей. Сейчас ведомство по сигналу потребителей проводит проверку роста цен на яйцо в области и запрашивает информацию у производителей и торговых сетей о причинах повышения цен на яйцо.
"По первым данным существует объективная ситуация, когда каждый год осенью идет повышение цен в связи с тем, что летом производство убыточно. Осенью, когда повышается спрос на яйцо, они начинают компенсировать убытки и с сентября выходят на положительную рентабельность. Заводы-производители яиц показывают повышение цены довольно незначительное. Например, птицефабрика "Челябинская" показывает рост цены в 11% к началу прошлого года, что касается "Чебаркульской птицы" она показывает рост отпускной цены за последние три месяца на 12%, потом еще раз на 12%, потом еще на 17%", - рассказали в УФАС.
Рост цен на яйцо провоцируют сами потребители, которые сейчас скупают товар в магазинах, рассказали Накануне.RU на одной из тюменских птицефабрик. В Тюменской области по результатам последнего мониторинга за две недели цены на яйцо поднялись на 2,6%, розничная цена перевалила за 50 руб. По словам представителя комбината, информация о дефиците яйца заставляет потребителей скупать яйца чуть ли не оптом. На этом наживаются торговые сети, а производители подняли цены ровно на столько же, на сколько и в прошлые годы. "Наша наценка составила чуть больше 15% с сентября, отпускная цена – 3,8 руб. При этом, в магазинах мы видим свой товар за 60 руб., хотя наценка сети на основные товары, в том числе яйцо, не должна превышать 0,5%", - рассказали на птицефабрике.
В Тюменском департаменте сельского хозяйства считают, что сейчас всего лишь "сезонное повышение цен", а вопросы о "яичной лихорадке" нужно задавать розничным продавцам. В то же время торговые сети пеняют на производителей: по данным X5 Retail Group, оптовая цена на яйца увеличилась до 50%, об этом же говорят такие ритейлеры, как "О'КЕЙ", "Лента", "Ашан".
В магазинах Ставропольского края можно найти яйца по цене в 70-80 руб. за десять штук, даже по официальной статистике средняя отпускная цена яйца составляет 53 руб. В министерстве сельского хозяйства края Накануне.RU пояснили, что производители подняли отпускную цену до 45 руб. и в последние месяцы она не изменялась:
"В июне у нас была цена 14 руб. и никто не спрашивал, почему она такая низкая. Средняя цена за 9 месяцев по краю составила 24 руб., сейчас – 45 руб. Почему торговля так взвинтила цены – мы не знаем, быть может, посмотрели на другие регионы. Мы сейчас работаем в убыток по яйцу, сказался неурожай прошлого года".
По прогнозам министерства, через некоторое время цены вновь снизятся, однако, как поведут себя при этом торговые сети – неизвестно. На Ставрополье за ценообразование отвечает не минсельхоз, а комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Его руководитель Галина Миронычева считает, что объективное повышение цен спровоцировал рост цен на энергоносители:
"В июле услуги по снабжению электроэнергией и отоплению возросли на 14,7 и 9,2 % соответственно. Необходимо учитывать и фактор сезонности. Поскольку летом срок хранения продуктов, в том числе и яиц, сокращается, поставщики вынуждены снижать цену, продавая его ниже себестоимости. Осенью и зимой увеличиваются расходы на отопление, и именно в это время снижается общая продуктивность кур. Как следствие, себестоимость одного яйца повысилась. Указанные факторы повлияли на рост оптово-отпускных цен на яйцо куриное, который в первой декаде октября составил 30%".
Несмотря на то, что министерства и производители настаивают на "сезонности" повышения цен, такой яичный бум захватил страну впервые. Вероятно в одном из звеньев "пищевой цепи" случился сбой. Либо производители решили оплатить все свои беды за счет потребителей, продав обычные яйца по цене яиц Фаберже, либо сети задумали получить барыши с увеличения спроса на яйцо. В ФАС Накануне.RU сообщили, что проверка по факту повышения цен на яйцо будет проведена в ближайшее время.