Новости
Идеологи ЕГЭ направили взгляд на "олимпиадников" – им хотят изменить условия поступления
Общество | В России

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагает Минобрнауки и Рособрнадзору реформировать систему поступления в вузы победителей школьных олимпиад. Как пишет газета "Коммерсантъ", Кузьминов намекает на коррумпированность олимпиад, и, несмотря на то, что они гораздо реже ЕГЭ оказываются в центре скандалов, предлагает обязать "олимпиадников", которые сегодня имеют льготы при поступлении в вузы, сдавать еще и единый госэкзамен по профильному предмету, причем выпускник должен набрать на нем не менее 70 баллов.

Против идеи резко выступают ректоры, которые логично предполагают, что добавление в систему школьных олимпиад такого элемента как ЕГЭ никак не будет способствовать снижению коррумпированности, а кроме этого – усилит отток талантливой молодежи из регионов в столицу. По Кузьминову региональным вузам остается в этой ситуации лишь работать над "повышением конкурентоспособности", но как это сделать, когда то же Министерство образования оценивает эффективность высших учебных заведений по критериям, вызывающим нарекания не только у преподавателей, ректоров, студентов и будущих работодателей, но и даже у других министерств?

"Мы обсуждали эту норму на совете по олимпиадам. Подавляющее большинство участников было резко против,— комментирует ситуацию в интервью изданию генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.— Такие предложения свидетельствуют о непонимании всей идеи олимпиад. Участники ЕГЭ ищут стандартное решение, а на олимпиадах важнее нестандартное". Она не согласна и с упреками в коррумпированности олимпиадного движения: "У госэкзамена низкий уровень общественного доверия, поэтому предложения лечить олимпиады с его помощью просто смешны".

"Норма о 70 баллах является лишней и весьма жесткой. Фактически это является выражением недоверия олимпиаде, но у нас в вузе все победители прекрасно учатся,— говорит ректор Южно-Уральского госуниверситета Александр Шестаков.— И надо понимать, что ребята, которые мотивированы на сдачу ЕГЭ, уезжают в столицу, где больше бюджетных мест". "Региональные олимпиады позволяют оставлять одаренных детей в регионах. И если раньше большая их часть уезжала, теперь мы удерживаем выпускников здесь,— соглашается ректор Тихоокеанского госуниверситета Сергей Иванченко.— Но с появлением обязательной сдачи ЕГЭ они задумаются: идти к нам через олимпиадную льготу или же поступить в московский вуз по ЕГЭ. Естественно, большинство выберут столицу".

Интересен тот факт, что в Высшей школе экономики не могут быть не в курсе того, куда именно поступают победители олимпиад – ведь именно совместно с ВШЭ Российский союз ректоров проводит мониторинг академической мобильности дипломантов.

Стоит заметить, что Российский союз ректоров ранее выступал и против того, чтобы льготами при поступлении могли пользоваться только победители олимпиад первого уровня. "Следует вспомнить, что именно эти дипломанты олимпиад неизменно предпочитают поступать по окончании школы в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, тогда как возможность поступления без экзаменов дипломантами олимпиад 2 и 3 уровня используется, как правило, в вузах своих или соседних регионов", - пояснила Накануне.RU Ольга Каширина.

Анализ результатов исследования (то самое, которое проводилось совместно с ВШЭ) указывает, что благодаря "трехуровнему подходу" к организации олимпиадной системы, оказывается результативной политика Российского совета олимпиад школьников по развитию межрегиональной академической мобильности талантов. К примеру, лидером по объему притока олимпиадников в свои вузы в 2011 г. стал Уральский федеральный округ, где их число увеличилось более чем на 40%, а по итогам 2012 г. – Южный и Дальневосточный федеральные округа, где прирост составил около 3,5 раза (почти 250%) и около 80% соответственно.