Строительство сурьмяной компании в Дегтярске вызвало нешуточные споры среди местного населения и руководства предприятия. За отмену строительства бьются активисты и те, кому небезразлична судьба маленького городка и полуторамиллионного мегаполиса. Обе стороны готовы аргументировать свою точку зрения. В ход идет и "тяжелая артиллерия": документы, постановления, предписания. Подробности в материале Накануне.RU.
Как рассказал Накануне.RU активист Даниэль Марголис, депутаты Дегтярска являются местными жителями и вместе с населением против завода. "Поэтому их и "прессуют", поэтому и таскают в прокуратуру и обыскивают по липовым делам", - заявил он.
"Подделать заключение Главгосэкспертизы невозможно, но оно создается на основании представленных документов, а они сплошь поддельные, - подчеркивает Марголис. - По идее согласно СанПиН вокруг предприятия 3-го класса опасности должна быть санитарно-защитная зона в 300 метров, но тогда в нее попадают река Исток и городские Дегтярские очистные сооружения, откуда вода попадает в Волчихинское водохранилище; ферма и жилые дома, потому что перед ним еще 13 жилых домов!"
Как утверждает Даниэль Марголис, именно поэтому в 2013 году им дали отрицательное заключение. Однако в 2014 году Лапин выслал в Москву новое экспертное заключение, в котором описаны неработающие очистные сооружения, хотя те работают и сбрасывают воду в Волчихинское водохранилище. Кроме того, по данным активиста, директор НСК заявил о согласованных мероприятиях по отселению жителей, а в заключении ГГЭ написано об опросе жителей.
"При этом к жителям ул. Зубарева никто даже не подходил и они готовы защищать свои дома с топорами и вилами. А "подельники" Лапина из администрации Дегтярска предоставили ему письмо, согласно которому на улице Зубарева практически никто не проживает", - комментирует ситуацию активист.
Стоит отметить, что со слов Марголиса, про фермерское хозяйство Главгосэкспертиза вообще ничего не знает, у них написано, что там промышленный объект .
"Раз в 300-метровой зоне вокруг будущего завода река, очистные сооружения, дома и ферма, то ООО "НСК" решила поступить просто – они заказали экспертное заключение в "Центр гигиены и эпидемиологии" при Свердловском Роспотребнадзоре, в котором санитарно-защитная зона уменьшена со всех сторон ровно на столько, на сколько надо", - продолжает рассказывать Даниэль Марголис, - Например, со стороны фермы и домов она составляет 0 метров! Со стороны реки 50 метров и т.д."
"Но самое страшное нарушение, которое тянет на уголовное дело из-за которого к нашим активистам приезжали с обысками. Подделка "Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)", утвержденного поддельным постановлением администрации Дегтярска №1677", - говорит Марголис.
Как стало известно Накануне.RU из рассказа Марголиса, речь вот о чем: сейчас на территории будущего завода два земельных участка, находящихся в зоне П-2 (разрешено строить предприятия не выше 4-го класса опасности, а Сурьмяной завод 3-й класс) и в зоне ГЛ – городские леса (нельзя строить ничего!).
"В Главгосэкспертизу было выслано поддельное ГПЗУ, в котором указано, что на территории завода находится участок П-1, на котором такое предприятие строить можно", - подчеркивает активист.
В ответ на предположение о высоком качестве очистных сооружений, Даниэль Марголис лишь усмехнулся: "Немецкие очистные сооружения – это просто чушь. Проект завода разрабатывался институтом МЕРКОМ из городка Лыткарино Московской области. В Главгосэкспертизу ООО "НСК" подали проект, в котором из очистных сооружений указаны только рукавные фильтры – это советская технология 70-х годов. По сути – это гигантский плотный мешок, который задерживает только самые крупные частицы".
"Стоит отметить, что ООО "НСК" действительно на 100% принадлежит Московской ООО "ГПМ Химресурс", но господин Лапин умолчал, что ООО "ГПМ Химресурс" на те же 100% принадлежит "ГРЕАТАРГЕТ ИНВЕСТМЕНТС ЛТД", зарегистрированной на Кипре, так что "НСК" - вся с потрохами Кипрская. А где свое свободное время проводит Поваренкин, никого не интересует", - резюмировал Марголис.
Как рассказал Накануне.RU президент Урало-Сибирской коллегии адвокатов, адвокат Игорь Упоров, подделать документ, действительно, очень просто, но и проверить его подлинность не сложно.
"В век, когда технические корабли бороздят просторы нашей планеты и в скором времени, как я понимаю, американцы улетят на Марс, подделать любой документ не составляет никакого труда. С другой стороны вызывает сомнение, когда определенные лица говорят, что документы поддельные. Это легко проверить в течении двух недель. Стоит только направить запрос в природоохранную прокуратуру или Роспотребнадзор и подтвердить, все ли там в порядке. Весь этот процесс – это ресурс, т.е. административное право, например. Иногда и криминальное, т.е. взятки, за которые решаются те или иные вопросы. Мне кажется, что крайне маловероятно, что можно купить все и вся. Амбиции жителей удержать нельзя, всем довольным все равно не будешь. Но если это способно увеличить прирост трудовых ресурсов, если это будет способствовать развитию инфраструктуры этого городка и дальнейшего движения вперед, то это будет перевешивать любые "минусы", - рассказал Игорь Упоров.
Как сообщил Накануне.RU член общественной палаты свердловской области, адвокат Владимир Винницкий, у жителей всегда есть возможность обжаловать документ, вызывающий сомнения.
"В этом деле уже разбиралась прокуратура, но я не могу судить, какими документами на тот период апеллировали стороны, потому что обращались они в начале этого года. Туда выезжали представители администрации области, встречались с руководителями и жителями города. Если есть сомнения, то у нас закон предусматривает возможность обжаловать любые действия и проверить их. Нужно назначить повторные экспертизы, толкование вне суда малопродуктивно", - подытожил адвокат.
Напомним, сурьмяное производство, которое может появиться в Дегтярске, вызывает обеспокоенность у местных жителей. По их данным, стоки опасного производства могут отравить Волчихинское водохранилище, из которого пьет полуторамиллионный Екатеринбург, а также землю, на которой расположена ферма и близлежащие жилые массивы. Ранее представители НСК привели документы, согласно которым все заключения экспертов позволяют им строить завод. Именно эти материалы и оспаривают общественники.