Сегодня, 27 февраля депутаты Екатеринбургской городской думы проведут собрание, посвященное ценообразованию в сфере городских пассажирских перевозок. Городская администрация последнее время пытается обвинить во всех своих бедах региональные власти, которые, по мнению чиновников мэрии, почему-то должны финансировать те направления, которые по закону являются компетенцией муниципальных органов власти.
Как сообщил Накануне.RU источник в областном правительстве, на фоне жалоб городской администрации на бедственное положение муниципальных транспортных предприятий, анализ финансовой деятельности МУПов как минимум вызывает массу вопросов.
Огромные резервы, способные перекрыть потребности транспортников в финансировании, кроются в сфере аренды имущества МУПов и размещения ими рекламы. Заявленные доходы от этих видов деятельности подозрительно малы. Вот и расчеты говорят о том, что либо руководство муниципальных предприятий не в состоянии работать эффективно, либо показатели сознательно занижаются. Какие деньги циркулируют в МУПах доподлинно не известно. Зато известно, что Екатеринбургский метрополитен от сдачи в аренду площадей для размещения рекламы (если судить по официальным данным) получил в 6 раз меньше потенциально возможного дохода (должен был получить, по меньшей мере, 135 миллионов рублей). Доходы ЕТТУ за рекламу в 12 (!) раз ниже потенциально возможных (должны зарабатывать на рекламе не менее 173 миллионов рублей). При этом если вы захотите разместить свою рекламу на трамвае, за обклейку одного вагона вам придется заплатить до 250 тысяч рублей в год в зависимости от категории маршрута (реклама на трамваях, которые курсируют по окраинам, естественно, значительно дешевле, чем размещение информации на бортах вагонов на центральных маршрутах). Реклама на двухвагонном трамвае еще дороже и достигает 350 тысяч в год.
Доходы МОАП, исходя из расценок рекламных агентств, по самым скромным расчетам должны составлять не менее 84 миллионов рублей – фактически же им якобы получено 3,4 (!) миллиона рублей.
Получается, что только с рекламы городские транспортники недополучили как минимум более 350 миллионов рублей. К слову, это 30 новых трамваев в год.
Стоимость одного квадратного метра площади нежилых помещений, предоставляемых муниципальными транспортниками в аренду сторонним организациям, варьируется от 96 до 342 рублей, что значительно ниже средних показателей по рынку – в 2012 году средняя ставка аренды в Екатеринбурге составляла около 1050 рублей.
Эксперты указывают на то, что еще одним инструментом снижения убытков могло бы стать банальное изучение пассажиропотока и оптимизация маршрутной сети - сегодня она не сбалансирована и экономически малоэффективна. Так, днем муниципальные автобусы ходят полупустыми, а вечером пассажиров разбирают частные перевозчики, которые дублируют муниципальные маршруты.