Бывший заместитель главы администрации Екатеринбурга Виктор Контеев сегодня, 7 апреля, в Курганском областном суде был допрошен в рамках уголовного дела в отношении него и 12 его сообщников. Экс- вице-мэр воспользовался правом на озвучивание своих письменных показаний, которые зачитывал в течение пяти часов, делая небольшие перерывы по разрешению судьи. В течение этого времени Контеев изложил свою точку зрения на обвинения и дал разъяснения по всем эпизодам предъявленного ему обвинения. Ни по одному из них Виктор Контеев не признал себя виновным, передает корреспондент Накануне.RU.
Показания бывший чиновник начал давать с пояснений по экономическим преступлениям, а точнее с получения им, по версии следствия, взятки в особом крупном размере. Напомним, что ранее в суде потерпевшая по делу Татьяна Русина обвиняла Контеева в том, что он в 2004 году заставил ее переоформить на его доверенного человека долю в уставном капитале продовольственной овощебазы №4, по версии следствия, оцениваемой на рынке в 77 млн руб. Этот факт следствием в деле трактуется как получение должностным лицом взятки в крупном размере.
Контеев на суде заявил, что отрицает данные обвинения, потому что, по его словам, "он не мог сам себе дать взятку". По словам чиновника, ООО "Продовольственная база №4" было образовано по его инициативе, под его руководством и на его средства. Бывший вице-мэр отметил, что хозяином базы он был с момента основания, 1997 года. Но по документам в разные годы предприятие было записано на его доверенных лиц, так как он не мог афишировать свое участие в управлении базой из-за должности в администрации города.
При этом Контеев отметил, что ОПС "Уралмаш" хотели захватить базу еще в 1997 году, но для того, чтобы этого не допустить, он и взял под свое личное управление предприятие. Для того, чтобы у правоохранительных органов не возникало к нему претензий, им было решено ООО оформить на других лиц и создать несколько фирм. По его словам, директор базы Татьяна Русина согласилась с ним сотрудничать, также была не против того, что ему будет принадлежать 70% долей, и во всем ему помогала. Как отметил Контеев, с Русиной у него были "хорошие дружеские отношения, они дружили семьями и Русина являлась близкой подругой его жены". Так за несколько месяцев Контеев при помощи своих доверенных людей создал предприятия: ООО "Санди" и ООО "Новые времена", которые впоследствии стали учредителями ООО "Продовольственная овощная база №4".
"Я являлся фактическим собственником, мне принадлежало - 69,23% долей", - подчеркнул на суде и не раз Виктор Контеев.
Эти показания, по словам Контеева, опровергают факт, что Русина была инициатором и собственницей овощной базы. Также экс- вице-мэр подчеркнул, что позже, хотя и доля и будет временно зарегистрирована на ее гражданского мужа - Демина, все равно собственником доли являлся сам чиновник.
"Русина не имела никакого отношения к базе ни фактического, ни юридического. Собственником всегда был я", - сказал несколько раз Контеев, каждый раз добавляя, что этот факт ему приходилось скрывать от общественности.
По словам Контеева, учитывая близкие и дружественные отношения, при создании овощной базы он "решил и пообещал ей, что она будет директором предприятия".
"Получается, что я сам себе дал взятку. Утверждение Русиной о взятке появилось только в ноябре 2009 года, когда я отстранил ее от должности и против нее возбудили уголовное дело. Она придумала эту историю с вымогательством доли. Доля ей никогда не принадлежала", - пояснил Контеев, забегая вперед своих будущих показаний.
Далее Виктор Контеев рассказал, что Татьяна Русина единолично занималась делами базы и получением доходов, многие из которых, как утверждает чиновник, она скрывала даже от него. По его словам, на овощной базе сдавались в аренду помещения предпринимателям. Сбор платы был полностью подконтролен Русиной. В эти финансовые вопросы, как пояснил обвиняемый, он никогда не вмешивался.
"Я считал ее порядочным, честным, бескорыстным человеком. У меня не было даже мысли, что она будет в своих интересах скрывать от меня доходы",- сказал Контеев.
О сокрытии огромных доходов, по словам Контеева, он узнал позже, как и о том, что Русина еще в начале 2000-х годов задумала стать единоличной владелицей базы. Далее обвиняемый рассказал о приходе в 2002 году на овощебазу №4 представителей криминальной группировки "Уралмаш", которые контролировали деятельность предпринимателей, арендовавших на базе помещения, и были в дружеских отношениях с Русиной. В то же время начинали вести свою деятельность "синие", а также несколько иностранных диаспор, между которыми то и дело возникали конфликты. Для урегулирования споров Контееву посоветовали пригласить специального человека, который бы решал конфликты и помог Русиной обеспечивать безопасную работу базы. Выполнять эти функции Контеев доверил подсудимому Глазырину.
"Глазырин сказал, что сможет выдворить уралмашевских с территории базы. Я не знал, что он являлся представителем "синих", если, конечно, он являлся. Никакой договоренности о создании преступной группировки и о совершении преступлений речи не было и быть не могло. Следствие считает, что Глазырин занимался собиранием "поборов". Но платежи арендаторам были установлены задолго до появления его. Глазырин никогда не имел отношения к сбору денежных средств на базе. Он занимался удалением с базы представителей ОПС "Уралмаш", - заявил Контеев в ответ на обвинения следствия о том, что он создал группировку.
По словам Контеева, когда конфликты с "уралмшевскими" были улажены, Русина в 2003 году заявила ему, что ОПС готовится к рейдерскому захвату предприятия. Как отметил экс- вице-мэр, позже он узнает, что "она сама вела переговоры с представителем ОПС "Уралмаш" Кокшаровым о продаже принадлежавшей ему доли ООО "Новые времена" в уставном капитале ООО "Продовольственная база № 4".
"С начала 2003 года Татьяна Русина стала планомерно вносить изменения в учредительные документы ООО "Новые времена" и ООО "Продовольственная база № 4" с целью захватить мою долю в базе, для чего сначала убедила меня в необходимости переоформления моих долей в ООО "Новые времена", которые юридически были оформлены на моих номиналов, на себя, поскольку, как она утверждала, ОПС "Уралмаш" может через этих номиналов тайно завладеть моими долями в ООО "Продовольственная база № 4". А она, как преданный мне человек, сможет гарантировать сохранность моих долей от захвата их кем-либо из представителей ОПС "Уралмаш", - пояснил Котнеев, добавив, что, подавшись на уговоры потерпевшей, переоформил доли на нее и ее дочь Елену, а позже узнал, что Татьяна Русина продала его доли "уралмашевским".
По словам Контеева, летом 2003 года представители ОПС "Уралмаш" на основании договоров купли-продажи захватили овощебазу и сместили с должности Русину. Как отметил бывший чиновник, Русина не ожидала, что лишится поста директора базы и обратилась за помощью к нему, "несмотря на то, что сама являлась зачинщиком этих событий".
"Мне некогда было заниматься поиском виновных, нужно было срочно принимать все меры по возврату доли. Я сразу же обратился в правоохранительные органы с просьбой помочь разобраться в возникшей ситуации. Также указание Русиной в срочном порядке решать вопросы в суде. Но я знал, что в суде вопросы не решить и нужно договариваться с "уралмашевскими". Что я и начал делать", - сказал Контеев.
По словам Контеева, в урегулировании конфликта и возвращении ему базы он договаривался с руководителем ОПС "Уралмаш", депутатом Екатеринбургской городской думы Александром Хабаровым. За возврат своей доли чиновнику пришлось выплатить 5 млн долларов, которые он "заплатил из собственного кармана". По его словам, он выплачивал эту сумму ежеквартально с 2004 по 2007 годы.
Как рассказал Контеев, для того, чтобы признать сделку Русиной с представителем "Уралмаша" Кошкаровым незаконной, он был вынужден переоформить долю на гражданского мужа Русиной Демина. При этом документы были сфальфицированы и оформлены на несколько дней раньше, чем Русина продала свою долю "Уралмашу".
Но после того, как конфликт был улажен, в учредительные документы вновь были внесены изменения и номинальным владельцем стал Иванчиков, который действовал в интересах чиновника. По словам Контеева, во время конфликта с ОПС он не отказывался от своей доли в ООО "Продовольственная базы № 4", как ранее на суде заявляла Русина, и поэтому "Продовольственная база № 4" не могла быть предметом взятки, которую якобы ему дала Русина в октябре 2004 года.
"Я что сам себе взятку дал? О взятке я узнал только в конце 2009 года от правоохранительных органов. До этого никто, ни Русина, ни Демин не говорили, что они мне дали взятку. Никаких доказательств моего отказа от доли в 2004 году нет в деле",- пояснил чиновник.
Также Контеев пояснил, что он спас Русину от физической расправы со стороны "уралмашевских".
"Русина утверждает, что она, не боясь физической расправы и мужественно вступила в борьбу с ОПС "Уралмаш". Это чистая ложь! Только благодаря мне, она избежала проблем ОПС "Уралмаш", которое не замедлило бы разобраться с ней за обман Кокшарова. Именно я, оправдывая ее действия женской неосмотрительностью, пожилым возрастом, убедил ОПС "Уралмаш" оставить ее в покое. На самом деле, только благодаря мне ОПС "Уралмаш" не "разобрался" с Русиной по своим "понятиям". "Уралмаш" была серьезная организация, они бы ее расстреляли. Только потому что я лично вступил в переговоры и заплатил деньги, удалось отстоять бизнес и спасти ее", - подытожил Контеев и после перерыва продолжил давать объяснения по другим статьям, которые предъявлены ему следствием.