Новости
Развитие сюжета:

15:04 29.07.2014 Экс-директор КРСУ возражает! Филиппов опубликовал свой "отчет" о деятельности корпорации и переложил вину на кабмин

16:39 01.09.2014 "Кто теперь ответит за 5 млрд рублей бюджетных денег?" - состав Совета директоров КРСУ менялся 8 (!) раз

СП "подкинула" работы силовикам: после отчета о деятельности КРСУ депутаты намерены обратиться в полицию, прокуратуру и к губернатору
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Отчет проверки Счетной палаты Свердловской области о деятельности "Корпорации развития Среднего Урала" (КРСУ), обнародованный накануне, вызвал немало шума в стане свердловских депутатов. В ближайшее время, несмотря на летние каникулы, народные избранники намерены обратиться в полицию, прокуратуру и к губернатору с просьбой наказать виновных. Судьба самой корпорации пока под вопросом. Подробности - в материале Накануне.RU.

Размах нарушений, обнаруженных аудиторами в деятельности КРСУ, впечатляет. Сама корпорация была создана в июне 2008 года указом губернатора Свердловской области. Доля участия региона в уставном капитале КРСУ на этапе создания составляла 100%. Размер уставного капитала был определен в сумме 5 млрд руб. с его увеличением до 20 млрд руб в 2009-2011 гг. и уменьшением доли участия Свердловской области в уставном капитале в этот же период до уровня не менее чем 50%. По итогам проверки оказалось, что частные инвестиции в уставный капитал корпорации за все время ее функционирования не привлекались. Это сказалось на обеспеченности оборотными средствами для реализации проектов и покрытия текущих обязательств компании. Более того, КРСУ по-прежнему на 100% принадлежит Свердловской области в лице МУГИСО.

Никаких конкретных целей, расчетов, требуемых для реализации мероприятий, объема финансирования и социально-экономического эффекта, прогнозов финансовых результатов и прибыльности, с учетом конкуренции в соответствующих отраслях, у компании не было. Кроме того, отсутствовала и стратегия развития корпорации, как на краткосрочный, так и долгосрочный периоды, не  регламентировалась проектная деятельность, отсутствовали плановые проектные документы.

Еще одним нарушением со стороны КРСУ стало то, что корпорация не организовала действенный контроль и мониторинг деятельности дочерних компаний. В результате этого, в настоящее время "дочки" КРСУ фактически банкроты.

Все это привело к тому, что проекты компании так и не были реализованы, а ущерб исчисляется миллиардами. Так, фактически "выкинутыми на ветер" оказались более 2,6 млрд бюджетных рублей.  

О деятельности корпорации можно судить не только по отчету Счетной палаты, - он лишь подтверждает факты, но и воочию. Так, в декабре прошлого советом директоров одобрено участие корпорации в проекте реконструкции телевизионной башни с обустройством прилегающей территории. Как видно, воз и ныне там. 

Еще один пример - международный выставочный центр "Екатеринбург-ЭКСПО". Несмотря на то, что центр все-таки построен, в настоящее время так и не достроена часть объектов первой очереди. Кроме того, имеются провалы грунта, в связи с чем необходимы дополнительные затраты на благоустройство прилегающей территории. Также не завершены работы по второму пусковому комплексу, не производились работы по второй очереди строительства: не построен конгресс-холл, гостиница, ресторан. 

Отдельная тема - скандальная продажа акций "Кольцово" и иски московских компаний "Русрегионбизнес" и "Гринлайн" о присуждении им пакета в 25% акций. Согласно выводам аудиторов, поскольку сделки совершены, каждая в отдельности, на сумму менее 25% от стоимости активов компании, то формально они не требовали одобрения. При этом, противоречили принятым решениям советов директоров. Другими словами, генеральный директор Сергей Филиппов, занимавший должность на тот момент, злоупотребил полномочиями, приняв решение вопреки законным интересам корпорации, сказано в отчете СП.

"Создание ОАО "КРСУ" как инвестиционной компании, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Свердловской области, обеспечение роста конкурентоспособности экономики, развитие инфраструктурного комплекса, создание новых секторов экономики и инновационное обновление традиционных секторов экономики, осуществление государственно-частного партнерства за четыре года деятельности общества не привело к достижению поставленных целей", - говорится в отчете Счетной палаты. 

"Корпорация развития Среднего Урала" вскрыла очень большую и важную проблему - это вопрос, касающийся того, насколько эффективно в Свердловской области осуществляется расходование бюджетных средств, направленных вроде бы на благие цели, а результат получается обратный. Основная проблема - это проблема управленческая. Этот отчет - это фактически 40 страниц нарушений процедур, записанных в законе. Свердловская область учредила ради благой цели институт развития в виде КРСУ, 100% принадлежит области, но при этом работа в этой компании была пущена на самотек. Слишком большие были даны полномочия директору - распоряжаться имуществом, совершать сделки без решения совета директоров и т.д. Совет директоров обязан был все крупные сделки согласовывать, принимать решения о зарплатах, в том числе и директора, а в итоге это не проводилось как обычно. А совет директоров - это кто? Это наши чиновники областного правительства. Получается, что мы, депутаты, когда нам предлагали создать эту корпорацию, высказывали опасения, нас убеждали, что нужно создать, мы создали, дали кредит доверия правительству Свердловской области для того, чтобы они сделали благое дело, а они его восприняли как карт-бланш делать все, что угодно. Вся работа была отдана на откуп директора. Теперь, из этого директора, который, говорят, сбежал во Францию, хотят сделать крайнего", - прокомментировал корреспонденту Накануне.RU скандальный отчет депутат ЗакСО Евгений Артюх.

В настоящее время результаты проверки СПСО направила губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву, Законодательному собранию Свердловской области и ГУ МВД России по Свердловской области.

В сложившейся ситуации не намерены бездействовать и депутаты ЗакСО, которые уже ознакомились с документом. Народные избранники также намерены обратиться в полицию, прокуратуру и к главе региона.

"Сегодня нужно ставить вопрос о трех видах ответственности ввиду деятельности корпорации. Первое - уголовно-правовая ответственность тех лиц, которые совершали конкретные сделки с нарушениями, что привело к тому, что все дочерние предприятия, учрежденные корпорацией, финансово несостоятельны. Второе - за этой уголовно-правовой ответственностью должна идти гражданско-правовая ответственность тех лиц, которые нарушили. А законодательство у нас позволяет сегодня, если не добросовестно действовало руководство предприятия либо члены совета директоров, привлекать к гражданско-правовой ответственности, возлагая на них субсидиарную ответственность по долгам общества. Третье, и это принципиальное, - ставить вопрос о политической ответственности. Это подразумевает ответственность должностных лиц. Речь должна идти о политической ответственности членов правительства, входящих в совет директоров", - отметил Артюх.

Главу Среднего Урала избранники намерены попросить вынести вопрос на заседание Совета по противодействию коррупции при губернаторе. Не исключено, что еще одно обращение будет направлено в ОНФ, "потому что он сейчас осуществляет народный контроль, в том числе, за расходованием бюджетных средств".

Между тем, главным следственным управлением областного полицейского главка возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями неустановленного сотрудника "Корпорации развития Среднего Урала". У силовиков есть основания подозревать, что факт злоупотребления полномочиями имел место в целях извлечения выгоды для ряда коммерческих организаций. Для этого с ними были заключены заведомо невыгодные для самой корпорации сделки купли-продажи акций, находившихся в активах КРСУ. В настоящее время дело до сих пор бесфигурантное. 

Что будет с самой корпорацией, пока неизвестно. По мнению депутатов, есть два варианта - либо ее ликвидация, либо полная реорганизация - компания должна стать прозрачной.

"Тут два варианта: либо очищать корпорацию и делать ее прозрачной, вводить в совет директоров не членов кабмина, как сейчас, а общественников, каких-то заслуженных людей Свердловской области, членов Общественной палаты Свердловской области и так далее. Второй вариант - ее просто закрыть, поскольку ее деятельность приводит к нарушениям, это неправильно", - отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU депутат ЗакСО Денис Носков. 

Ирина Гордеева


Предыдущие новости на эту тему:

19:34 16.07.2014 "Имейте ввиду, что чтиво не для слабонервных", - Счетная палата Свердловской области обнародовала итоги проверки КРСУ