Обвиняемый в организации экстремистского сообщества историк Юрий Мухин просит проверить следователя, возбудившего в отношении него уголовное дело, на экстремизм. Соответствующее заявление он подал генпрокурору РФ Юрию Чайке. Юрий Мухин убежден, что действия майора юстиции Натальи Талаевой якобы подпадают под статьи Уголовного кодекса "экстремизм" и "воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий". На днях супруга Мухина отнесла заявления находящегося под домашним арестом историка в Администрацию президента, Госдуму и Генпрокуратуру. Юристы в успех обвиняемого не верят, передает корреспондент Накануне.RU.
В своем заявлении Мухин напоминает о том, как 22 июня 2015 г. следователь Наталья Талаева возбудила уголовное дело в отношении него, Валерия Парфенова и Александра Соколова по статье "создание экстремистского сообщества". Мужчины были арестованы. Мухину избрана мера пресечения в виде помещения под домашний арест, а Парфенова и Соколова заключили в СИЗО.
"Из постановления следует, что дело возбуждено за "создание инициативных групп по проведению референдума; последующее проведение референдума с целью внесения изменений в Конституцию РФ об ответственности высших органов власти перед народом; пропаганду идеи принятия закона "Об оценке деятельности президента и членов Федерального собрания Российской Федерации народом России". При этом, как следует из дальнейшего развития событий, сам следователь и другие как бы страшно перепугались, что проведение в России референдума приведет, как пишет в постановлении следователь Талаева, к расшатыванию "политической обстановки в Российской Федерации в сторону нестабильности, а также смене существующей власти нелегальным путем", - сказано в заявлении Мухина.
По словам историка, в постановлении Талаевой нет намека на какое-либо экстремистское преступление, Мухина и его товарищей обвиняют только в организации референдума.
"Следователь Талаева и ее соучастники совершенно определенно воспрепятствуют гражданам участвовать в референдуме по принятию "закона "Об оценке деятельности президента и членов Федерального собрания Российской Федерации народом России", что является преступлением, запрещенным частью 2 статьи 141 УК РФ. Но это же деяние является экстремистской деятельностью, включенной в список статьи 1 закона "О противодействии экстремистской деятельности", - добавил историк.
Юрий Мухин попросил проверить деятельность следователя Талаевой и возбудить дело по части 3 статьи 282.1 и части 2 статьи 141 УК РФ, а себя, Парфенова и Соколова признать потерпевшими по делу.
Стоит отметить, что аналогичные заявления Юрия Мухина на действия полицейских Севастополя направлены в СКР России.
Управляющий партнер юридической компании "ЭНСО" Алексей Головченко усомнился, что в действиях Мухина есть состав преступления.
"Если рассматривать то, в чем официально обвиняют Мухина и Ко с точки зрения закона, то нужно исходить из того, что у нас в РФ понимается под экстремистской деятельностью. Есть конкретный перечень деяний, которые сюда попадают. Самое первое из них — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, что приписывают и к созданной организации. Насилие (во всяком случае, в уголовном праве) — это физическое/психическое принуждение. Есть ли в действиях Мухина и его товарищей публичные призывы к совершению именно насильственного изменения основ конституционного строя? Вроде, нет. Он не призывал всех рвать, убивать. Ну, референдум — и что? В Крыму мы тоже провели референдум. Что, мы там насильственно сменили власть? Нет. Поэтому то, что мы видим, не попадает под экстремизм. С юридической точки зрения, эти ребята ничего противозаконного не совершали", - отметил юрист в разговоре с Накануне.RU.
Скорее всего, Мухину придется отвечать "по понятиям".
"Нужно четко понимать, что мы с вами живем в стране, в которой правовая среда характеризуется критериями больше понятийными, нежели юридическими. Страна неких понятий. И вот по этим понятиям товарищ Мухин поднял руку на святое, то бишь на власть", - добавил Головченко.
Владимир Квачков
Подобный пример в юридической практике уже был. Неслучайно Юрия Мухина сравнили с полковником Квачковым, которого обвиняли в попытках свержения власти.
"Формально по закону оснований для их уголовного преследования нет. Однако если оснований нет, но очень надо, то их дорисуют. Если ничего не могут придумать, красиво так дорисовать, этих людей выжмут другими средствами", - заключил юрист.
Шансы на успех попытки Мухина и компании "перевернуть" дело, обратив его против следователя, малы. В этом уверен главный научный консультант компании "Юридическая служба столицы" Дмитрий Ястребов.
"Крайне маловероятно, что в отношении такой процессуально самостоятельной фигуры, как следователь, будут в данном конкретном случае какие-либо меры. И неясно, зачем заявление от имени Мухина о проверке деяний, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 282.1 и частью 2 статьи 141 УК РФ, было направлено в Администрацию президента и Госдуму, ведь эти две структуры не наделены полномочиями по такой проверке", - сообщил Ястребов корреспонденту Накануне.RU.
К моменту публикации выяснить позицию следователя по особо важным делам Натальи Талаевой Накануне.RU не удалось. Агентство направило в ГУ СКР по Москве официальный запрос.
Напомним, что Мухин и его соратники планировали провести референдум "За ответственную власть", в ходе которого россиянам предлагалось бы оценить эффективность работы президента и Федерального собрания. В случае неодобрительного решения граждан представители власти "понесли бы ответственность".
В настоящее время в московских судах рассматриваются апелляционные заявления отстраненного от дела защитника Мухина и Парфенова - Алексея Чернышева.