Система "Платон" должна помочь выйти из "серых" схем участникам рынка перевозок, но систему нужно прорабатывать более тщательно, отметил Владимир Путин в рамках большой пресс-конференции, передает корреспондент Накануне.RU.
Отвечая на вопрос о дополнительном налоге для дальнобойщиков, Путин подчеркнул, что эти деньги, которые поступают в систему "Платон" до копейки поступают в федеральный дорожный фонд и тратятся на строительство дорог и поддержание их в рабочем состоянии. С другой стороны, он подчеркнул, что система должна быть прозрачной , в том числе для общественности.
Что касается идеи появления, президент рассказал, как она появилась в недрах правительства несколько лет назад.
"Во всех транспортных отраслях – авиация, река, море, железнодорожные перевозки, участники платят налоги и плату за инфраструктуру. В автомобильной отрасли налоги платят, за инфраструктуру отчасти платят через акциз на бензин. Это привело к тому, что часть грузов с реки, моря и железной дороги начали перекочевывать на автодороги. Возникло огромное количество грузовиков, а налоги платят одинаково – что легковушка, что фура. При разгоне и торможении влияние 12-тонников больше, чем у легковушек, а платят одинаково. Чтобы поставить все транспортные отрасли в одинаковое положение, это и сделали", – рассказал Путин.
Глава государства подчеркнул, что уважает труд работяг, но им нужно выходить из серых схем. Кроме того, сами приборы, за исключением тахографа, должны поставляться водителям большегрузов бесплатно. В качестве варианта, Путин предложил правительству продумать систему патентов для водителей-дальнобойщиков.
Система взимания платы (СВП) с грузовиков весом от 12 т за проезд по федеральным трассам заработала с 15 ноября текущего года. Указ о ее создании был подписан еще в 2013 г. Владельцев грузового транспорта хотели обязать платить по 3,73 руб. за каждый км пробега, аргументируя тем, что большегрузы наносят ущерб дорогам, возмещать который должны сами владельцы. После того, как по России прошла волна протестных акций – дальнобойщики выезжали на трассы и двигались "улиткой", с минимальной скоростью – правила несколько смягчили.
Сначала снизили размер платежа до 1,5 руб. за км, затем отложили введение штрафов в регионах за неоплаченный выезд на трассы до 2016 г. (сами суммы штрафов тоже упали в 10 раз). Но систему под названием "Платон" Правительство отменять (или хотя бы запустить на время в тестовом бесплатном режиме для устранения недочетов) отказывается категорически. Глава кабмина Дмитрий Медведев заявлял, что, несмотря на недостатки, она работоспособна, а Росавтодор почти ежедневно отчитывается о миллионах, собранных с владельцев большегрузов в бюджет.
К слову, часть денег – больше 10 млрд руб. получает не дорожный фонд, а компания-оператор системы, которая аффилирована с семьей Ротенбергов, благодаря чему СВП окрестили "налогом Ротенберга". Проверить, как компания без конкурса получила госконтракт на разработку системы, президентский СПЧ уже просил Генпрокуратуру. Но Дмитрий Песков сегодня заявил, что компания не принадлежит Ротенбергам.
Введение "Платона" дало толчок разработке аналогичных систем взимания платы в регионах. В частности, установить тариф для грузовиков за проезд по муниципальным и региональным дорогам намерены в Пермском крае и Курганской области. Законодательная основа для этого уже готовится: в Госдуме рассматривается законопроект заксобрания Калужской области.
Протесты дальнобойщиков не утихают, с трасс они переместились к Администрации президента. Чтобы отстаивать свои права, водители намерены создать профсоюз.