Арбитражный суд Пермского края признал банкротом Кунгурский машиностроительный завод (КМЗ), который занимается выпуском мобильных буровых установок и оборудования для нефтегазового сектора. Частное предприятие на протяжении последних лет работало с большим убытком, в прошлом году начались масштабные сокращения и задержки зарплат, предприятие накопило огромный долг перед кредиторами. Они обратились в суд с требованием банкротства КМЗ, однако даже после распродажи имущества машзавода выплатить долг не удастся, передает корреспондент Накануне.RU.
Завтра на КМЗ будет назначен конкурсный управляющий, который проведет процедуру банкротства. Иск собрания кредиторов КМЗ сегодня удовлетворил прикамский арбитраж. КМЗ входит в группу компаний "Кунгур", практически все предприятия которой сейчас банкротятся по требованию кредиторов. Кунгурский машзавод - основной актив холдинга, собственником которого является московская "Ридженси Груп Ай Эм". Учредила ее Урало-Сибирская торгово-промышленная компания из Екатеринбурга. К слову, партнером УСТПК был один из создателей МДМ Банка Сергей Попов, в разное время входивший в советы директоров ТМК, ЕЭС, Еврохима. Возглавил "Ридженси", а позднее и ГК "Кунгур" бывший гендиректор ТМК и группы МДМ Иван Ли. КМЗ был куплен "Ридженси" в 2004 г. Акции тогда находились в руках руководителей и работников завода. Уральские бизнесмены скупили бумаги, став крупнейшими собственниками.
Непосредственно в Кунгур Иван Ли приехал только летом 2015 г., когда в судах начали рассматриваться иски кредиторов о банкротстве машзавода, а сотрудники, число которых с 2,5 тыс. снизилось до 800 человек, уже сидели без зарплаты. На сегодняшний день, по информации суда, в реестре требований акционеров – больше 1 млрд руб., 768 млн руб. из которых взяты в залог имущества. Балансовая стоимость активов предприятия - порядка 500 млн руб., но выручка от реализации активов будет куда меньше. При этом, предприятие не может рассчитаться и с рядом контрагентов, с октября по требованию одного из них - "Днепропетровского завода бурового оборудования" - предприятие уже находится под наблюдением, украинцам КМЗ задолжал более 8 млн руб.
Как объяснял сам Ли, сложности возникли из-за того, что с 2011 г. предприятие начало генерировать убыток, сформировав большие постоянные траты на зарплаты и содержание сооружений.
"На сегодняшний день постоянные затраты предприятия составляют 25 млн руб. в месяц. Чтобы сработать хотя бы в ноль (без убытков), надо ежемесячно получать добавленной стоимости как минимум 25 млн руб. А этого не происходит… Все экономисты знают, что в данном случае есть только две "таблетки": снижать затраты и наращивать доходы. И принимать их нужно одновременно. Но рынок падал, начиная с 2013 г. Нарастить доходы на падающем рынке мы не смогли. Так же, как не смогли интенсивным способом сократить затраты. По разным причинам. Но больше всего по эмоциональным – ведь ещё недавно мы продавали продукции на 100 млн долларов, и это позволяло нам зарабатывать прибыль, не сокращая персонал", - говорил он в интервью кунгурским СМИ.
Судя по отчету за первый квартал 2014 г. (после этого публиковаться отчеты перестали), к тому времени КМЗ уже удалось снизить траты: зарплатный фонд составил 44 млн руб. вместо 218 млн руб. в 2013 г., социальные выплаты работникам - только 453 тыс. руб. против 2,3 млн руб.
Заказы предприятию обеспечивали нефтяники. Группа в целом и машзавод – лидеры по выпуску сервисного оборудования для буровых установок. В Пермском крае производят агрегаты для ремонта, освоения и бурения нефтяных и газовых скважин, самоходные и передвижные буровые агрегаты, турбобуры и винтовые забойные двигатели. Однако, наращивая долг, собственники не стремились сделать производство более современным, отвечающим вызовам развивающейся отрасли. Ставка по-прежнему была сделана на уже существующие в России технологии. Поэтому программа импортозамещения в ТЭКе прошла мимо предприятия.
"Многие уповают на программу импортозамещения, появившуюся в России в ответ на западные санкции. Но для нас это ничего не меняет. Мы выпускаем средство производства, и наше средство производства употребляют наши компании. Американцы не умеют работать на наших средствах производства, их станки привязаны к их технологиям бурения. А наши – к нашим технологиям. Так что нашими потребителями как были, так и остаются страны СНГ и нефтегазовая отрасль России", – сказал Иван Ли.
Стоит заметить, что именно затраты на модернизацию в свое время отпугнули от покупки КМЗ "Объединенные машиностроительные заводы".
Несмотря на девальвацию рубля, благодаря которой ослабли позиции главного конкурента КМЗ Китая, завод не смог нарастить поставки. Контракты, как крупные (до 300 млн руб.), так и мелкие у предприятия были. Но оборотных средств на производство продукции не нашлось. Сейчас завод находится под угрозой закрытия.
С введением конкурсного производства Иван Ли был отстранен от должности, его лишили права подписи. Как рассказали Накануне.RU на заводе, коллектив ожидает, что в понедельник новый конкурсный управляющий расскажет, будет ли работать предприятие после банкротства. Распродажа имущества не покроет долги, поэтому наиболее вероятен другой вариант – реструктуризация долга и новый кредит для исполнения существующих заказов.
Кунгурские власти, наблюдая за ситуацией на заводе, лишь разводят руками – предприятие уже "не народное", хотя по-прежнему градообразующее. Депутаты боятся, что разом без работы могут остаться 780 человек.
"Мы наблюдаем со стороны, повлиять на ситуацию никак не можем. Конечно, обидно: градообразующее предприятие, в хорошие времена полторы тысячи человек там работали. К нам на думу руководство завода не выходит, о планах узнаем из средств массовой информации. Какие-то надежды на сохранение производства собственники питают, но словам пока верить сложно, мы не видим движений в эту сторону", - рассказал Накануне.RU председатель думы Кунгура Андрей Подосенов.