Мягкая сила - многоплановый, многоуровневый процесс, который, зачастую, оказывается мощнейшим оружием разрушения национальных государств. России предстоит изучать опыт, выстраивать эшелонированную оборону против мягкой силы, которую реализуют США, а заодно, переходить к атакующим действиям. Речь об этом шла сегодня на конференции в УрФУ, посвященной изучению и противодействию деструктивным методам мягкой силы, передает корреспондент Накануне.RU.
Нетипичное для УрФУ, учитывая предыдущие "антикрымские" лекции, мероприятие состоялось сегодня. В Екатеринбурге собрался целый пул маститых экспертов по теории гибридных войн и цветным революциям, с целью обсудить роль мягкой силы России в контексте противодействия деструктивным политическим технологиям.
Открыл мероприятие замглавы губернатора Свердловской области Константин Устиловский, который зачитал приветствие губернатора Евгения Куйвашева. В тексте говорилось о том, что эта тема крайне актуальна и важна в контексте тех вызовов, с которыми сталкивается Россия, об этом же говорилось в приветствии сенатора Игоря Морозова.
В качестве основного докладчика выступил директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Георгий Филимонов. Он подробно рассказал о двух трактовках мягкой силы, которые существуют сейчас - либеральной и реалистичной. Либеральная трактовка подразумевает культурную дипломатию, студенческие обмены, кино, и т.д., реалистичная трактовка описывает софтпауэр через призму военно-политических терминов.
Без экивоков он четко заявил о том, что мягкая сила - это ресурс и механизм для того, чтобы вмешиваться во внутренние дела государств через головы их руководства. Россия, в свою очередь, испытывает на себе мягкую силу по ряду векторов в рамках гибридной войны. Он подробнейшим образом описал механизм реализации оранжевых революций как элемент мягкой силы от нахождения потенциальных агентов влияния до кровавых переворотов, служащих демонтажу существующих элит и введению внешнего управления.
Сопредседатель движения "Антимайдан", писатель Николай Стариков добавил, что мягкая сила прикрывается силой военной, и именно поэтому используют ее лишь наиболее сильные государства мира. Стариков подчеркнул, что нужно изучать опыт США по работе с населением, с гражданским обществом и формировать идеи и ценности для двух направлений - внутри страны и вовне. В качестве одного из механизмов, доступных для России, писатель привел пример развития и распространения русского языка. Он отметил, что миф о том, что английский язык - язык международного общения, это "фиговый листок на нелицеприятной правде", а именно распространение определенного языка формирует людей, лояльных соответствующим стране и культуре.
Еще один спикер описал механизм проведения майдана на Украине. Лидер "Славянской Гвардии" Владимир Рогов подробно описал механизм майданов 2004, 2013 годов в Киеве и "майдана" на площади Тахрир в 2011 году. Он привел в пример даже агитационные листовки, которые в Египте и на Украине были идентичными. Резюмируя, он констатировал, что в этих вопросах США гораздо опытнее России, поскольку имеют "500 лет опыта разведения папуасов на бусы".
Помимо пленарного заседания, организаторы провели два круглых стола, на которых с докладами выступили и московские эксперты, и уральские общественники.
Интересно, что сама организация мероприятия прошла несколько скомканно. Даже за час до начала на сайте вуза не было информации о мероприятии, видимо поэтому в качестве участников массовку создавали студенты института военного обучения УрФУ. Не появился в течение дня на мероприятии и заявленный в программе ректор УрФУ Виктор Кокшаров - вместо него ненадолго форум посетил первый проректор Дмитрий Бугров. По данным некоторых участников, ректорату настойчиво предлагалось "сверху" провести это мероприятие, и руководству это далось "через силу". "Видимо, мягкую", - иронизирует собеседник.
Одно из недавних мероприятий, которые посещал Кокшаров - открытие Ельцин-центра