Полномочия по ведению выборной кампании в Заксобрание Челябинской области, которую курировал задержанный накануне вице-губернатор Николай Сандаков, могут быть переданы одному из властных функционеров Южного Урала. Обозреватели Накануне.RU видят несколько человек, обладающих необходимым политическим весом и организационным опытом, чтобы подставить плечо, вместо отвлеченного на разборки с силовиками Сандакова. Политологи и наблюдатели подтверждают - список персон, которые могут подключиться к работе в сжатые сроки, действительно, достаточно короткий. Многие группы влияния, которые планировали продвигать своих кандидатов в депутаты, сейчас находятся в недоумении. Вопрос по персоналиям должен решиться до середины апреля.
Как передает корреспондент Накануне.RU, Николай Сандаков курировал выборы губернатора Челябинской области в сентябре 2014 года, и они прошли вполне успешно. В сентябре этого года область будет выбирать депутатов Законодательного собрания, Сандаков должен был возглавить координационный совет.
Источник, знакомый с ситуацией, высказал опасение, что взять контроль над выборами и политическими процессами в регионе решили силовые ведомства.
"Люди из этих органов тонко не работают, им легче обрубить все напрочь. Это может вызвать крайне негативную ситуацию. Сейчас все находятся в шоке, прежде всего те люди, которые ориентированы на выборы, кто собирался избираться. Аналогичная ситуация в СМИ, которые полностью были завязаны на Сандакове", - пояснил собеседник.
"Понятно, что условия в любом случае стали сложнее, потому что Сандаков не первую кампанию здесь работал, механизмы обеспечения результата были отработаны. Понятно, что основной вектор в любом случае сохранится. Глупо было бы говорить, что нет Сандакова и "Единая Россия" потеряла 20% от этого, но какие-то акценты, безусловно, поменяются. Сейчас головной боли добавилось у тех, кто уже некую плановую работу для себя выстроил. В том числе и у кандидатов", - считает политолог Александр Мельников.
В случае, если ситуация с вице-губернатором разрешится в ближайшее время, то все вернется на круги своя, полагают эксперты. Есть ключевые звенья, которые и так были вовлечены в выборную конструкцию, наряду с Сандаковым - это непосредственно губернатор Борис Дубровский, спикер Заксобрания Владимир Мякуш.
"Дедлайн тут очевиден – это вторая половина апреля, когда уже нужно будет выходить на праймериз со списками, кандидатами. Это касается не столько Заксобрания, сколько муниципального уровня, потому что там должно быть деятельное участие в формировании комиссий", - считает политолог Алексей Ширинкин.
Сейчас, безусловно, будет важен момент, кому делегирует политический блок вопросов губернатор. Исходя из этого, станет понятно, каким образом сместится акцент в предвыборной кампании. По мнению Алексея Ширинкина, функционал может разделиться – бОльшую роль будет играть партийный центр. У руля может встать секретарь политсовета Челябинского регионального отделения партии "Единая Россия" Владимир Мякуш, который возьмет на себя координацию всех процессов.
Со стороны областного руководства вопрос по персоналиям пока открыт.
"Пока никаких кадровых решений губернатором не принималось. Сандаков курировал единственное подразделение – администрацию губернатора, у которой есть руководитель. Работа администрации проходит в текущем режиме", - сообщил пресс-секретарь губернатора Олег Гришанков.
Эксперты видят несколько наиболее вероятных кандидатов на должность политического куратора. Называют, например, вице-губернатора Руслана Гаттарова.
"Я слышал версию, что кураторство этих вопросов вместо Сандакова будет передано Гаттарову. Эта одна из версий, она необязательно корректная, потому что сейчас время для разных вариантов и манипуляций. Если будет принято такое решение, сложно предсказать, каким образом это повлияет на результат", - сообщил политолог Александр Мельников.
Логику в этом видит политолог Алексей Ширинкин.
"Гаттаров является самым, что называется "политическим", вовлеченным в политические процессы и управление ими, в плане опыта он здесь уместен"- считает он.
Однако источник, более близко погруженный в ситуацию внутри губернаторской команды, эту версию смены куратора называет "почти нереальной".
"Он вызовет такое отторжение! За ним шлейф его "молодогвардейской" жизни, тушения пожаров", - пояснил собеседник.
Относительно реально возможных фигур, южноуральцы высказываются очень осторожно. Специфику политического пиара, например, хорошо знает старожил администрации, вице-губернатор Вадим Евдокимов, имеющий огромный организационный опыт и несомненное знание политической кухни Южного Урала, но политологи сомневаются, что это направление работы "повесят" на него. Хотя бы по той причине, что у Евдокимова масса работы, в которой он является профессионалом - культурные, спортивные и иные массовые мероприятия, по которым Южный Урал явно в отличниках.
Многие многозначительно указывают на Ивана Сеничева. Мол, совсем не исключено, что полномочия "политического" заместителя упадут по факту на вице-губернатора Ивана Сеничева. Он занимался этими вопросами в Магнитогорске, имеет значительный опыт связей со СМИ и органами госвласти, давно знаком с губернатором и вхож во властные коридоры столицы и уральского полпредства. Есть один нюанс. Магнитогорск всегда был несколько отдельным городом Южного Урала. И тот опыт, что успешен в Магнитке, не всегда работает в Челябинске и других районах Южного Урала.
"Он ближе и понятнее губернатору. Вопрос, если Дубровский захочет более тщательно в это все вникать и компилировать процесс, тогда может появиться Сеничев. Если нужно спокойное течение кампании и некого делегированного управления достаточно будет, то наверное уместен Гаттаров или Евдокимов. Может быть и четвертая фигура, я не исключаю того же Шикова (заместитель руководителя администрации губернатора, начальник управления по внутренней политике Виталий Шиков – прим. Накануне.RU). Так или иначе, работа с администрациями – это его хлеб", - пояснил Алексей Ширинкин.
В принципе функционал Сандакова довольно давно был ограничен двумя направлениями - работа со СМИ и внутренняя политика.
Если будет принято решение это автоматически делегировать кому-то из губернаторской команды, то из вышеназванных совсем очевидными становятся двое - Сеничев и Евдокимов.
Если же будет принято решение разделить функционал между двумя кураторами, то, как ни удивительно, но более проблемным становится второй участок подконтрольности Сандакова - СМИ. Стоит пояснить, что Николай Сандаков всегда лично контролировал все взаимоотношения как с региональными и местными челябинскими СМИ, так и с теми, кто работает за пределами области.
И, если за пределами Южного Урала вопросы имелись такие же как у других регионов - сужение финансового ресурса на пиар и несправедливость его деления, то внутри СМИ-сообщества Челябинска и области в последнее время Сандаков давал поводы не только для удивления зубров челябинской журналистики, но и к возникновению конфликтных ситуаций. Причем, основная причина заключалась в явном предпочтении, которое Сандаков стал демонстрировать телекомпании ГТРК-Южный Урал с момента назначения там руководителем переехавшего из Ставрополья Петра Васильева.
До этого момента челябинские власти и тот же Сандаков отдавали естественное предпочтение - Челябинскому областному телевидению. Это мощный областной телехолдинг, имеющий теле и радиочастоты, охватывающий более 95% жителей области, плюс динамично развивающийся интернет-ресурс. При этом Челябинское областное полностью принадлежит правительству региона. То есть, подконтрольность его гарантирована, в отличие от того же ГТРК-Южный Урал (все региональные дочки ВГТРК всегда и жестко подконтрольны только московскому руководству холдинга) или частного медиа-холдинга Валерия Шагиева.
Однако, в последнее время Сандаков настолько явно демонстрировал свое дружелюбие по отношению к главе ГТРК-Южный Урал Петру Васильеву, что профессионалы челябинской журналистики диву давались. Объяснений тем фактам, что во всех спорных вопросах Сандаков всегда вставал на сторону ГТРК, "дочке" федералов стали доставаться лакомые с точки зрения финансового наполнения заказы (чего не было никогда ранее) - редакторы не находили. Например, прямой эфир поствыборной ночи (после выборов губернатора Дубровского) досталась впервые ГТРК, а не Челябинскому областному ТВ. А буквально накануне своего задержания Сандаков озвучил на совещании совсем странное: ГТРК будет производить некие графические и иные информационные продукты, которые станут обязательными для трансляции на других челябинских телеканалах. Такой практики пока не было зафиксировано ни в одном из регионов УрФО, а сам факт вызвал естественный взрыв обиды коренных челябинских редакторов, профессионализм коих уж никак не хуже, чем, например, в Ставрополе.
Одним словом, медиа-сообщество Южного Урала некоторое время вплоть до задержания вице-губернатора наблюдало с обидой и недоумением непонятный, стремительный и явно демонстрируемый фаворитизм Сандакова по отношению к Васильеву. Правда, более осведомленные московские коллеги, следящие за челябинской повесткой, многозначительно намекали на совпадение двух обстоятельств - начавшиеся у Сандакова из-за дела Цыбко проблемы в отношениях с силовиками и, наоборот, следы пересечения с другими и в другое время, но тоже силовиками - в биографии Васильева. Но тут, похоже, случилась обычная история - нервничавший действующий политик переоценил значимость бывших связей по бывшей работе человека со связями в столице. Журналисты всегда умеют приукрасить факты, по идее, Николаю Сандакову это должно было быть хорошо известно.
Если отвлечься от конкретной ситуации с челябинскими СМИ, то важно все-таки для будущего их куратора другое - умение равноудаленно, но эффективно руководить, направлять, выстраивать отношения с очень разношерстым, весьма профессиональным и, пусть не таким жестко-самостоятельным, как в Екатеринбурге, но все же крайне влиятельным на Южном Урале медиа-сообществом.
Решит ли губернатор Дубровский объединить два важнейших направления - СМИ и внутренняя политика - в одних руках или разделит полномочия между членами команды - будет ясно, по нашим прогнозам, уже на днях.