В последнее время журналисты и наблюдатели с удивлением отмечают небывалую активность Николая Сандакова… в одной из социальных сетей, посты от его имени по самым различным поводам появляются ежедневно, бывает и по нескольку раз в день. Между тем, насколько известно, СКР заявил об окончании расследования, дело в скором времени будет передано в суд и начнется процесс, который обещает по накалу борьбы стать "процессом года", по крайней мере, с политической точки зрения.
Задержание "политического" вице-губернатора Николая Сандакова 26 марта в аэропорту сотрудниками регионального ФСБ стало полной неожиданностью не только для него самого и его семьи (Сандаков с женой готовились вылететь в Москву, он – в официальную командировку), но и для многих высокопоставленных лиц области. Позднее тогдашний пресс-секретарь губернатора Бориса Дубровского Олег Гришанков заявлял, что губернатор и все, кто надо, были в курсе, однако, в первые дни после задержания наблюдалась некоторая растерянность в политическом аппарате.
Непонятно даже было, а за что конкретно взяли-то? Хотя предположений в политикуме была масса.
Вскоре ситуация прояснилась, оказывается, следователи вменили задержанному часть 6 статьи 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), причем, обстоятельства якобы совершенного преступления относились еще к 2011 году. Позже, кстати, получение взятки будет переквалифицировано на мошенничество, но произойдет это после почти пяти месяцев содержания в СИЗО.
Показания на Сандакова дал осужденный к тому моменту сити-менеджер Озерска Евгений Тарасов, которому, по его показаниям, "политический" вице-губернатор обещал за взятку в 1,5 млн руб. создавать в СМИ положительный образ, а также способствовать утверждению последнего… главой Магнитогорска. Следует заметить, что уже в тот момент версия Тарасова и следователей выглядела странно: во-первых, сам Сандаков просто по статусу и своему положению в служебной иерархии не мог провернуть такую операцию. Во-вторых, осужденный за взяточничество, тяжело больной и отпущенный на свободу Тарасов явно находится в зависимости от силовиков, что опять же не говорит в пользу объективности его показаний.
Кстати говоря, интересно, что по показаниям Тарасова одновременно был "утоплен" и экс-сенатор Константин Цыбко, суд над которым продолжается сегодня все в том же Озерске и который так же заявляет об оговоре со стороны Тарасова.
У некоторых возникли версии о том, почему "брали" Сандакова, и касались они распределения партийной предвыборной кассы. Но, так или иначе, к делу это "не пришито", версия осталась версией.
Николай Сандаков в долгу не остался и обвинил следователей в давлении на самого себя и даже семью, а также в незаконных требованиях следствия признать свою вину в обмен на выход на свободу до суда
Важность "дела Сандакова" может засвидетельствовать тот факт, что сразу после задержания им занялось ГСУ СК России по УрФО, ход расследования держал под контролем заместитель генерального прокурора Юрий Пономарев, делом занимался известный по другим резонансным делам следователь 4 управления ГСУ СК Игорь Бедерин.
А потом на Сандакова заводят еще одно уголовное дело по очень редкой, можно сказать, экзотической статье Уголовного кодекса. А именно: Сандакова обвинили по статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации). По версии следствия, Сандаков и другие лица взломали электронные почтовые ящики сотрудника администрации губернатора Александра Полозова и блогера и политолога Александра Подопригоры. Позднее Сандаков признался в совершении этого, даже извинился перед потерпевшими, в свою очередь, и Полозов, и Подопригора заявили Накануне.RU, что готовы простить.
На днях СКР объявил о завершении расследования дела бывшего вице-губернатора Челябинской области.
И ровно в это же время от имени Николая Сандакова кто-то стал размещать на его страничке в соцсетях посты, содержащие довольно много интересной информации как о нем самом, так и о, скажем, "операции" по его увольнению, и даже прогнозы (!) по исходу предстоящих выборов в Госдуму в сентябре в Челябинской области. Блогер "Сандаков", кем бы он ни был, пишет, что в Челябинской области партия "Справедливая Россия" за счет сильных позиций "эсера" Валерия Гартунга вполне может показать весьма высокий результат по спискам, вплоть до рекордных 25-27%. По стране Сандаков пророчит "СР" до 10-12%.
Насчет своего увольнения с должности вице-губернатора "Сандаков" намедни выложил такой пост: "Раньше я подозревал, а теперь знаю точно, что инициатором моего увольнения является 4-ое Следственное управление Главного следственного управления СК РФ (в деле есть соответствующие записи). Не правда ли странно, что следователи настойчиво убеждали Б.А. Дубровского уволить меня по основаниям, никак не связанным с расследуемым в отношении меня уголовным делом? Не правда ли странно, что целых два генерал-лейтенанта почти месяц убеждали губернатора принять это решение? Но странно это только для тех, кто не понимает истинных причин моего преследования. Нам же эта активность понятна теперь окончательно. Кстати, примерно за неделю до 11 сентября 2015 года (даты моего увольнения) через нынешнего заместителя губернатора Е.В. Голицына (Евгений Голицын, заместитель губернатора и одновременно руководитель объединенной администрации. – прим.) Борис Александрович передал предложение уволиться по собственному желанию… Напомню, что причины увольнения надуманные (ошибся графой в декларировании депозитов и неверно указал замену машины по системе трейд-инн). Ущерба государству нет, всем понятно, что я ничего не скрывал, а ошибки возникли из-за того, что декларация составлялась в условиях СИЗО, практически сразу после ареста. И проверить правильность заполнения, дополнительно проконсультироваться со специалистами у меня не было возможности. Обжаловать увольнение я не стал из уважения к решению губернатора".
Потом Сандаков писал, что сильно изменился, хотя "мальчики" в 38 лет уже не меняются.
А в последнем посте он обрушился с критикой на СКР. "Уверен, что Вас (официальный представитель СК РФ Владимир Маркин) ввели в заблуждение люди, которые пытаются спасти свои "звезды" и кресла от ответственности за мое незаконное преследование. То, что дело мое сфабриковано следствием в угоду корыстным интересам некоторых руководителей – в том числе и из системы СК РФ — уже не для кого ни секрет, в том числе для самого следствия", - говорится на странице Николая Сандакова в Facebook.
"Официально заявляю Вам, что ни я, ни уполномоченные мною люди никакого отношения к так называемому плану "медиа-атаки" не имеем. Ничего подобного не планировали и не реализовывали", - заявил Сандаков.
Его адвокаты в беседе с Накануне.RU не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть то, что аккаунт принадлежит экс-вице-губернатору.
Пока сложно сказать, что стоит за таким "блицкригом" из СИЗО Николая Сандакова. Смело можно констатировать лишь одну вещь: "дело Сандакова" как процесс привлекало внимание СМИ и близкой общественности на протяжении всего минувшего года, еще более интересным и емким по содержанию может оказаться сам судебный процесс над экс-губернатором, который без сомнения являлся креатурой губернатора Михаила Юревича, намеревающемся участвовать в выборах, возможно, без одобрения региональной команды и "ЕР". Сформированный же Дубровским "политический блок", который отвечает за предстоящие парламентские выборы на Южном Урале в составе Евгения Голицына, Сергея Обертаса и Алексея Лошкина (руководитель исполкома "Единой России"), пока, откровенно говоря, ничем особенным себя не проявил.
Политолог Александр Мельников связывает активное присутствие Николая Сандакова в медийном пространстве с позицией его адвокатов. При этом, по мнению политолога, заявления Сандакова никак не отразятся на планах команды губернатора на предстоящих выборах в Госдуму.
"Это скорее всего определенная позиция, выработанная Сандаковым и его адвокатами. Видимо, они посчитали, что присутствие Николая Дмитриевича в общественно-политической повестке ему не повредит, а, может, даже где-то поможет в тех обстоятельствах, в которых он находится. На данный момент Сандаков ничего сенсационного не говорит, поэтому я не вижу здесь реального влияния на политический или выборный процесс", - отметил политолог в беседе с Накануне.RU.