Новости
Развитие сюжета:

14:01 06.10.2015 Югра вновь протестует против взносов на капремонты многоэтажек

15:10 09.10.2015 Избирком направил в думу ХМАО документы для проведения референдума по снижению взносов на капремонты

12:10 21.10.2015 Референдум о взносах на капремонты включен в повестку заседания думы ХМАО

13:09 27.10.2015 "Капитальный" референдум может стоить бюджету ХМАО 8,8 миллиардов рублей

14:06 30.10.2015 Дума Югры признала референдум по капремонтам вне закона

10:58 26.11.2015 Инициаторов "капитального" референдума в Югре послали к Чайке

В Югре готовится "капитальный" референдум. Многоэтажки будут копить не деньги, а проблемы
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Уральский ФО

В Ханты-Мансийском автономном округе идет подготовка к референдуму о снижении взносов на капитальные ремонты многоквартирных домов. Инициаторы считают, что федеральным и региональным чиновникам нужно дать пять лет на "причесывание" законодательства. В это время жители будут платить минимальный взнос – 1 руб. с "квадрата", передает корреспондент Накануне.RU.

В четверг в Нижневартовске пройдет собрание, на котором будет обсуждаться вопрос проведения окружного референдума. "Согласны ли вы установить минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории ХМАО сроком на пять лет в размере один рубль за один метр квадратный жилого/нежилого помещения", - такой вопрос предложил глава общественной организации "Закон есть закон" Александр Лобов. Для регистрации инициативы в избирательной комиссии инициативная группа должна состоять не менее, чем из 20 человек. Соратников Лобов надеется найти на собрании, представители избиркома тоже получили приглашение.

Сейчас минимальный взнос в Югре варьируется от 8,55 руб. за кв. м для деревянных домов до 13,85 руб. для панельных многоэтажек с лифтом. С помощью референдума выплаты могут снизиться в 8-10 раз.

"По федеральному законодательству мы не имеем права совсем не платить. Правительство утвердило минимальный тариф 13,5 руб. за квадратный метр (для панельных домов с лифтом. прим.), и этот тариф в ведении региональных властей. Поэтому мы имеем полное право изменить тариф с помощью референдума. 1 руб. – это чисто символическая сумма, которая устанавливаться на 5 лет. Этот переходный период дается федеральным законодателям, чтобы привести закон в соответствие и региональным чиновникам, чтобы они провели мероприятия, предваряющие капремонты", - рассказал Накануне.RU Лобов.

Формулировку вопроса на соответствие законодательству еще должны проверить окружные депутаты, но чиновники окружного департамента ЖКХ сомневаются, что вопрос минимального взноса относится к темам, которые можно выносить на референдум.

"Установка минимального взноса – региональная функция, но она реализуется непосредственно органами госвласти без какого-либо опроса или референдума. Я не очень силен в законодательстве о референдумах, но сомневаюсь, что к тем вопросам, которые могут быть рассмотрены на референдуме, можно отнести вопрос установки сборов на капремонты", - говорит начальник отдела жилищной инфраструктуры департамента ЖКХ и энергетики Югры Алексей Ряднов.

Он рассказал Накануне.RU, что при расчете справедливой стоимости капремонта получается средняя сумма в 20 руб., в Югре цифры гораздо меньше. Несмотря на то, что федеральный закон требует проведения капремонтов исключительно за счет собственников, часть его стоимости субсидируется из регионального бюджета.

"Методы и рекомендации говорят нам, что размер минимального взноса нужно поднять до необходимого. То есть, ежегодно повышать не только на уровень инфляции, но и догонять реальную цену. При этом есть предельный индекс, который должен применяться при расчете роста размеров взносов. Он должен быть таким же, как индекс повышения цен услуг ЖКХ. Если мы сегодня установим рубль, то мы никогда не догоним реальный тариф. Деньги будут направляться из бюджета. Это значит, что завтра нужно будет похоронить все существующие программы: никаких школ, детских садов, дорог, переселения из аварийного жилья – и вбухать все деньги в капремонты. И то не факт, что их хватит", - объясняет Алексей Ряднов.

Федеральное законодательство не без изъянов. Помимо отсутствия рекомендаций по устранению "вилки" между тарифом реальным и необходимым, которые бы не вылились в социальный бунт или новые расходы для бюджета, закон фактические не предлагает механизмов оценки стоимости ремонта. И с этим регионы справляются самостоятельно: кто-то берет за основу федеральный стандарт правительства, определяющий общую стоимость ремонта домов (для Югры он один из самых высоких - 11,5 руб. за кв. м), другие проводят детальную оценку фонда, определяя реальную потребность. Те, кто идет по второму пути, обнаруживают, что горизонт планирования в 30 лет (срок программы капремонтов) не позволяет учитывать такие переменные, как инфляция, платежеспособность и дать точный прогноз по состоянию жилфонда, а нормативные базы страны по капремонту безнадежно устарели. Регины действуют методом проб и ошибок.

Переходный период, по мнению организаторов референдума, нужен именно для того, чтобы устранить эти шероховатости. Но проблема в том, что минимальный взнос в 1 руб. не даст возможности скопить достаточно денег на проведение ремонтов и усугубит проблему недостатка средств на счетах домов. А это значит, что после "пятилетки" минимальный взнос может подскочить до 20 и даже до 30 руб. за кв. м. Не последует ли за этим новый референдум? 

Алёна Ласкутова