Новости
Развитие сюжета:

14:09 23.07.2015 Якунин в компании Дубровского и Зюзина посетил универсальный рельсобалочный стан ЧМК

16:40 23.07.2015 Якунин заявил о поддержке идеи высокоскоростной магистрали "Екатеринбург – Челябинск"

16:54 23.07.2015 РЖД планируют использовать одно – двухвагонные "электрички" для пригородных пассажирских перевозок

17:19 23.07.2015 Глава РЖД надеется, что "Мечел" "вылезет" из сложной экономической ситуации

10:09 24.07.2015 Уральские регионы хотят пересесть на "Ласточки"

Пассажиров спустят с небес на землю: Якунин едет в Челябинск с высокоскоростным проектом
Экономика | Свердловская область | Челябинская область | Тюменская область | Приволжский ФО | Уральский ФО

Президент РЖД Владимир Якунин 23 июля проведет в Челябинске, где состоится уральский координационный совет РЖД. Правительство Южного Урала надеется в рамках визита Якунина договориться о поставках РЖД продукции промышленных предприятий, но, по данным Накануне.RU, цель руководителя РЖД состоит не только в ознакомлении с импортозамещающими технологиями - в ходе визита, по всей видимости, будет обсуждаться проект высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск, которая входит в транспортный коридор Москва-Пекин как участок Шелкового пути. Пока в регионе железная дорога обсуждалась исключительно на уровне идеи, проектные изыскания курирует РЖД. Однако в интересах регионов держать под контролем маршрут магистрали: ВСМ может как отнять пассажиров у авиации, так и увеличить доходы хабов. 

Проект продолжения ВСМ до Челябинска был презентован на ИННОПРОМе, вице-президент РЖД Александр Мишарин обещал, что Средний и Южный Урал получат колоссальный экономический эффект от железной дороги: до 500 млрд руб. к 2020 г. при капиталоемкости в 154 млрд руб. Инвестиции рассчитаны для маршрута, проходящего через Касли и города "Росатома": Озерск и Снежинск. Есть и второй вариант – путь через Каменск-Уральский, но при более низкой стоимости проекта отдача будет ниже, проектировщики рассчитывают на раскрытие потенциала атомных провинций, которым пообещали поддержку на федеральном уровне.

проект высокоскоростной магистрали  Екатеринбург - Челябинск|Фото: Накануне.RU

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский уже одобрил инициативу РЖД. "Существующее сообщение между двумя миллионниками не отвечает потребностям. Мы, естественно, будем поддерживать этот проект", - сказал он на аппаратном совещании по итогам ИННОПРОМа.

Глава региона всерьез нацелился на азиатские рынки, для увеличения товарооборота и поддержки экспортных проектов область заключает контракт с ЭКСАР, поэтому ВСМ, дающая выход на Китай, пришлась кстати. Вместе с тем ВСМ – не единственная ветка, которую железнодорожники хотят построить на Урале. В монополии обсуждают ускорение линий на Тюмень, Нижний Тагил, Пермь и Курган, запуск "Дневного экспресса" между регионами, который позволит уменьшить время в пути без модернизации инфраструктуры, а только за счет современного подвижного состава. Скоростные железные дороги становятся конкурентами пассажирских авиаперевозок.

"Сапсан"|Фото: Российские железные дороги

Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов отмечает, что практика появления "Сапсанов" показывает, что оттока пассажиров с авиации нет, наоборот, общий трафик повышается.

"За два года работы "Сапсанов"  по направлению Москва-Санкт-Петербург рост пассажиров составил 15%, такой же рост показывает авиация. Выросла мобильность населения и экономическая активность. По направлению "Москва – Казань" тоже нет конкуренции с авиацией, есть дополнение ", - рассказал Цыденов.

проект высокоскоростной магистрали  Екатеринбург - Челябинск|Фото: Накануне.RU

По расчетам Центра экономики инфраструктуры, пассажиропоток на ветке Екатеринбург-Челябинск составит порядка 2,7 млн человек. Руководитель Федерального центра проектного финансирования ВЭБа Илья Пономарев, оценивая параметры ВСМ, отметил, что при наличии в двух городах аэропортов, а также выхода на ветки Транссиба такой прогноз пессимистичен.

"Анализ потенциального перехода даже текущих транспортных потоков между Екатеринбургом и Челябинском показывает, что большой потенциал имеет возникающая линия движения. Оцененный средневзвешенный тариф – порядка 3 руб. за км, поэтому цена за билет от начального пункта до конечного в 800 руб. при времени в пути около часа на сегодняшний день не кажется высокой", - говорит Илья Пономарев.

ВСМ дает пассажирам возможность значительно сэкономить на перелете, потеряв минимум времени в пути: они могут долетать до более близкого аэропорта и продолжать маршрут на ВСМ. 

аэропорт Челябинск|Фото:gubernator74.ru

"Расстояние между Екатеринбургом и Челябинском несущественное, поэтому стоимость перелетов зачастую равнозначная, разница даже меньше 1 тыс. руб., которую пассажиры потратят на поезд. Не думаю, что ВСМ для уральских аэропортов создаст убыток. Более того, есть возможность создать мультимодальный транспортный узел, вписав воздушные хабы в проект. То есть нужно сделать остановки ВСМ у Кольцово и Челябинска. Получится некий уральский вариант московского аэроэкспресса. Выбор в пользу ВСМ сделают многие пассажиры, это экономит время на пересадку", - говорит аналитик Road research Кирилл Антонов.

Известно, что Кольцово уже вписан в маршрут ВСМ, по словам вице-президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, скоростная линия пройдет в черте аэропорта, который в перспективе станет еще более мощным хабом. Об этом он рассказал на ИННОПРОМе. О том, дойдет ли ж/д путь до аэропорта Челябинска, на презентации не говорилось. Аналогичные проекты мультимодальных узлов показывают, что ВСМ в одном хабе оборачивается падением пассажиропотока для воздушного узла соседнего города. Такие расчеты генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень сделал для Краснодара.

екатеринбург аэропорт кольцово|Фото: Накануне.ru

"Потери будут крупными у небольших аэропортов. У тех, кто не успел развить маршрутную сеть до тех величин плотности потока, которые обеспечивают загрузку ВС с конкурентоспособной частотой и себестоимостью пассажирокилометра. Есть и объективные причины - не у всех аэропортов зона охвата генерирует достаточный спрос для формирования рейсов для магистральных ВС большой вместимости. Именно этот фактор емкости используемых самолетов и высокая частота полетов влияют на конкурентоспособность аэропортов при наличии по трассе ВСМ аэропортов-конкурентов. Например, между Ростовом и Москвой отток пассажиров произойдет у Воронежа и Липецка", - рассказывал он отраслевому журналу "Авиапорт". 

Потому, если ВСМ зайдет только в Кольцово, челябинский аэропорт может оказаться в проигрыше. Частота вылетов из хаба Среднего Урала, пассажиропоток которого и без того в три раза превышает показатели соседнего (4,5 млн пассажиров против 1,4 млн), увеличится. Челябинские власти, напротив, планируют развивать собственный аэропорт. В РЖД о мультимодальности транспортных узлов и вовсе не говорят, иногда лексика менеджеров даже носит  враждебный характер. Так, Мишарин на лекции в Петербургском университете путей сообщения сказал, что высокоскоростные магистрали призваны составить серьезную конкуренцию авиации

"Пассажир измеряет поездку не в километрах! Он меряет ее в часах. И если время на поездку — 15 минут, никто самолетом не полетит. Он пойдет пешком. То же самое происходит и здесь: при времени поездки до трех часов, большая часть пассажиров выбирает более комфортный и понятный высокоскоростной пассажирский транспорт", - цитируют выступление Мишарина слушатели. 

При таком подходе регионам стоит взять на контроль проекты ВСМ, что, впрочем, неизбежно: предварительная финансовая модель проектов предусматривает выпуск инфраструктурных облигаций, подкрепленных государственными и субъектовыми гарантиями.

Алёна Ласкутова


Предыдущие новости на эту тему:

14:59 20.07.2015 Главу РЖД Владимира Якунина ждут в Челябинске на совет по импортозамещению