"Аэрофлот" планирует приобрести 75% и одну акцию авиакомпании "Трансаэро". Символическая сделка в 1 рубль фактически одобрена правительством РФ. Эксперты отрасли также полагают, что это решение правильное, и объединение в перспективе позволит погасить долги частного авиаперевозчика, которые сегодня составляют около 160 млрд руб. Но другую авиакомпанию – "Ютэйр", проблемы которой тоже в последнее время на слуху, вряд ли ожидает та же судьба. Подробности – в материале Накануне.RU.
Другого выхода, чем слияние частной и частно-государственной компаний в условиях, в которых оказалась "Трансаэро", нет. Такое мнение выразил заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко. "По-моему, решение правильное. И пассажирам "Трансаэро" бояться нечего. "Аэрофлот", купивший долги авиакомпании, выполнит свои обязательства перед ними", - считает он.
В том, что "Аэрофлот" сможет спокойно разобраться с перевозкой пассажиров, которые уже приобрели билеты "Трансаэро", сомнений нет, подтвердил ведущий аналитик по авиации, директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. На рынке избыток перевозных мощностей, и вопрос, чем и как их перевезти, не стоит, уверен эксперт.
"Вероятно, это действие со стороны правительства направлено как раз на то, чтобы мягко национализировать компанию и убрать ее с рынка без социальных потрясений", - сказал Рыбак.
Вместе с тем, по его мнению, для "Аэрофлота" постепенная санация "Трансаэро" станет сложнейшей управленческой задачей. Ключевой пункт - как разобраться с долгами. Аналитик полагает, что на протяжении определенного (возможно, длительного) времени финансовые институты и "Аэрофлот" эту ситуацию смогут разрешить. "Если сейчас формально купить 75% и одну акцию "Трансаэро" и повесить их на баланс "Аэрофлота", то впору будет спасать "Аэрофлот". Там очень большой долг. Если "Трансаэро" просто так подарить за 1 рубль, авиакомпания окажется в крайне тяжелом положении. Естественно, этого никто не допустит. Это будет как-то растянуто во времени и структурно во взаимодействии с финансовыми институтами, Сбербанком, в первую очередь", - отметил Рыбак.
Поглощение национальным авиаперевозчиком "Трансаэро", в целом, позитивно повлияет на рынок. С точки зрения эффективности отрасли авиаперевозок с учетом принятых правительством мер по поддержке рынка можно ожидать, что у многомиллиардных убытков есть шанс перейти к рентабельности около нуля уже в ближайшие месяцы – до следующего года. Так ситуацию Накануне.RU прокомментировал главный редактор АвиаПорт.RU Олег Пантелеев.
Скорее всего, после того, как "Трансаэро" перейдет под управление топ-менеджеров группы "Аэрофлот", будет произведена оптимизация парка маршрутной сети авиакомпании. С рынка уйдут невостребованные воздушные суда, и будет сокращен уровень демпинга, который наблюдается сейчас на рынке", - продолжил он.
Санация "Трансаэро", однако, отнюдь не означает, что, к примеру, авиакомпанию "ЮТэйр" с высокой долговой нагрузкой постигнет та же участь. "Приобретение "Трансаэро" на бухгалтерский баланс авиакомпании "ЮТэйр" напрямую не повлияет. Если произойдет масштабная оптимизация, и конкурентное давление на рынок сократится, это позволит системно увеличить уровень тарифов и позитивно скажется, в том числе, на деятельности "ЮТэйр", - рассказал Пантелеев. Эксперт предрекает перевозчику более или менее ясную судьбу, если кредиторы компании будут придерживаться ранее достигнутых договоренностей о реструктуризации долгов, а авиаперевозчик, проведя оптимизацию, сможет обслуживать долговую нагрузку. "Рост издержек, падение национальной валюты, снижение покупательной способности – эти факторы гораздо важнее, чем усиление конкуренции с группой "Аэрофлот". У "ЮТэйр" есть некоторое количество линий, на которых они ни с "Аэрофлотом", ни с "Трансаэро" никогда не конкурировали", - подчеркнул Пантелеев.
Наличие множества "мелких" маршрутов в нефтеносном регионе, действительно, увеличивает шансы компании на продолжение деятельности, отметил в продолжение темы Рыбак. "Совершенно очевидно, что Западной Сибири нужна авиакомпания. "ЮТэйр", в отличие от "Трансаэро", за последний год выполнила практически все рекомендации, данные ей правительством и внешними консультантами. Они вдвое сократились, сильно оздоровили свою деятельность. Тут другая ситуация: если они смогут продолжать программу повышения эффективности собственной деятельности еще хотя бы пару лет, и кредиторы на них не набросятся, они могут заново родиться в виде небольшой эффективной региональной компании. В противном случае, могут пойти по такому же сценарию, как "Трансаэро", - прокомментировал аналитик. Однако, "Аэрофлот", по его мнению, может и не вытянуть такой "воз". "Слишком много будет работы еще и "ЮТэйром" заниматься", - заключил он.
Напомним, в конце августа Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа по иску страхового дома ВСК наложил арест на активы авиакомпании "ЮТэйр". Имущество перевозчика арестовывали и раньше: "Альфа-банк" добился ареста вертолетов на базе в Тюменской области и аэропортового имущества, которое принадлежало "дочке" перевозчика "Ютэйр-лизингу".
Авиакомпания планировала погасить свои долги с помощью госгарантий по кредитам, однако, правительство решения пока не приняло.