Идея законодательно ввести понятие "национальный бизнес" и гарантировать сугубо российским компаниям господдержку и дешевые кредиты не понравилась депутатам Госдумы и Правительству РФ. Законопроект, который в течение двух лет разрабатывала группа "единороссов", нижняя палата парламента рассмотрит в конце января. Ни одного положительного заключения на инициативу не получено, в отзывах говорится об ущемлении прав иностранных инвесторов и дополнительных тратах из федерального бюджета, передает корреспондент Накануне.RU.
Члены фракции "Единой России" в Госдуме и оппозиционные депутаты, входящие в парламентскую группу "Российский суверенитет", впервые поставили вопрос о разделении отечественного бизнеса на национальный и иностранный в 2013 г. Национальными предлагалось считать компании, которые минимум на 90% принадлежат российским собственникам и не кредитуются за рубежом. Такой бизнес мог рассчитывать на пониженную ставку рефинансирования, меры господдержки. Один из инициаторов – депутат Госдумы Евгений Федоров называл проект шагом к суверенизации экономики, так как в его основе лежали и технологии тогда еще не объявленной деоффшоризации. Но до "пленарки" инициативу не допустили – правовое управление и профильный комитет решили вернуть документы на доработку авторам. Через полгода проект вернулся в парламент и на сей раз его рассмотрение должно начаться 19 января.
Предлагается создать единый государственный реестр национального бизнеса, в который могут входить юрлица и НКО. Требований к компаниям, которые могут быть включены в реестр, нет (и это одно из замечаний правового управления). Зато законодатели прописали, какой бизнес к национальному причислять нельзя. В реестр не могут быть включены компании, более 10% уставного капитала которых принадлежит иностранным владельцам, или те, в отношении которых установлен "иной вид контроля со стороны иностранных физических или юридических лиц". Имеются в виду, в первую очередь, кредиты.
Чтобы компании из реестра могли получить льготные кредиты в российских банках, законодатели покусились на святое – закон "О Центральном банке РФ". В проекте есть требование обязать ЦБ установить для национального бизнеса пониженные ставки по всем видам операций, и применять для банков, кредитующих компании, ставку рефинансирования в размере 25% от существующей (2,75% вместо 11%). Помимо этого национальный бизнес может рассчитывать на субсидии из федерального бюджета, ограничение роста тарифов естественных монополий, государственные и муниципальные гарантии, преимущественные права на приватизацию госимущества и выделение земель.
По мнению депутатов, принятие закона не повлечет дополнительных расходов бюджета, но в отзыве Правительства сказано, что деньги потребуются на создание и ведение реестра и господдержку. Кабмину не понравилось, что депутаты не написали, где эти деньги взять.
Другая претензия Правительства – установление льгот в зависимости от места происхождения капитала. Поддержка национального бизнеса, который не выводит деньги из страны и, несмотря на наличие альтернатив, кредитуется в "самых жадных" в мире российских банках, "противоречит основным началам гражданского и налогового законодательства, нарушая равенство участников гражданских правоотношений". Об этом же написал комитет по экономической политике, сославшись на ФЗ "Об иностранных инвестициях", в котором говорится, что правовой режим деятельности для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем для российских.
Комитет и кабмин не поддержали проект и рекомендовали его отклонить, что, скорее всего, и будет сделано. Законопроект в том или ином виде будет принят, уверен Евгений Федоров. Этого потребует ухудшающаяся экономическая ситуация в стране, сказал он в беседе с Накануне.RU.
"Закон вытекает из послания Владимира Путина, который говорил о необходимости снижения процентных ставок, по сути - о запуске программы количественного смягчения. Такую политику проводит Европа, Китай, Япония. Дешевые кредиты разгоняют экономику, идет строительство, начинается рост доходов и за счет него - происходит вторичное усиление инвестиций. А политика развивающихся государств - это высокие процентные ставки. Но в этом случае наличие национального бизнеса невозможно, потому что он не может существовать без кредитов, которые приходится брать за рубежом. Закон о поддержке национального бизнеса предполагает переход на политику количественного смягчения и дешевых рублевых кредитов. Об этом говорилось в трех посланиях, об этом речь шла на Госсовете. Но вопрос не решается, команда в Центральном банке, в Правительстве занимает позицию стагнации российской экономики и ее удушения", - сказал депутат.
Аргументы кабмина об отсутствии источников финансирования и дискриминации иностранных инвесторов разработчики не принимают. На удешевление кредитов бюджетные деньги не нужны, а если обнулить ставки, то можно сэкономить субсидии на погашение процентов.
Притеснения иностранных инвесторов законодатели тоже не видят, российское законодательство, наоборот, дает им больше привилегий и закон о национальном бизнесе - попытка уравнять их в правах с российскими компаниями:
"В отношении иностранных инвесторов существует оговорка, что в течение семи лет нельзя для них повышать налоги. А для российских - сколько угодно. Мало того, у иностранных инвесторов есть доступ к дешевым кредитам за рубежом, а у наших их теперь нет. Мы видим, что прав у иностранного бизнеса на порядок больше, чем у российского".