Почетный гражданин Кургана Владимир Сахаров, отдавший работе на Курганмашзаводе (КМЗ, входит в концерн "Тракторные заводы") более 50 лет, заявил, что одно из градообразующих предприятий города медленно уничтожают более 10 лет, но "активная фаза" началась после покупки его "чебоксарскими трактористами".
Бывший главный инженер предприятия Владимир Сахаров после скандала с отключением газа и отопления КМЗ дал большое интервью местному изданию "Курган и курганцы", в котором рассказал о том, как строился завод и как он уничтожается. Он рассказал о том, как в 1955 году приехал в Курган, где только начиналось строительство предприятия, но здесь уже строились дома для молодых специалистов, власти заказывали новейшие станки и оборудование, и все понимали значимость нового завода.
"И мы действительно построили выдающееся предприятие! Завод стал ведущим в области изготовления бронетехники. Выпущенные курганским заводом БМП были признаны среди лучших и в нашей армии, и в армиях зарубежных стран. КМЗ был флагманом машиностроения не только Зауралья. Это был единственный завод в Советском Союзе по разработке и производству боевых машин пехоты", – рассказал Сахаров.
Однако, вместе с распадом СССР, оборонное предприятие начали ставить "на рельсы конверсии", которую "правильнее назвать конвульсией, в которой завод бьется до сих пор".
В начале 2000-х годов КМЗ стали активно покупать и перепродавать. Сначала, в 2001 году завод выкупил "СИБУР", однако, уже на следующий год стало известно, что нефтяники намерены продать "непрофильный актив". В 2003 году заводом заинтересовался "Рособоронэкспорт". В 2004 году стало известно, что предприятие готовится выкупить машиностроительный холдинг "Роспромавто", входящий в структуру "Базового элемента" Олега Дерипаски. Однако, в мае 2005 года произошла маленькая сенсация – вместо компании Дерипаски завод купила "маленькая чебоксарская компания".
"Именно с того момента, когда завод вошел в Чебоксарскую корпорацию "Тракторные заводы", началось разрушение КМЗ. Завод практически был обезглавлен. Вместо должности генерального директора была введена должность исполнительного директора. А кто это по своей сути? Диспетчер, который исполняет приказы, распоряжения руководства концерна. Сколько таких "исполнителей" сменилось за десять лет! И им, варягам, "засланным казачкам", не было никакого дела ни до Кургана, ни до завода, ни до заводчан!" – уверен ветеран КМЗ.
Заводчанин припомнил историю, когда он принес новому директору проект по развитию завода в новых условиях, но тот не только не проявил интереса к разработке, но и аннулировал бессрочный пропуск, который был выдан бывшему главному инженеру при выходе на пенсию.
"Еще одно "замечательное" явление нашего времени – оптимизация. На КМЗ она свелась к сокращению кадров, что не только не снизило удельные издержки на рубль товарной продукции, а привело к значительному увеличению себестоимости оставшихся в портфеле продаж предприятия изделий. Что, в свою очередь, повысило цены боевой машины пехоты почти на 30%, а значит, и увеличило затраты государства при покупке военной техники. И это – "оптимизация"? Из-за кадровой политики руководства концерна "Курганмашзавод" потерял не просто квалифицированных, но очень талантливых технических руководителей, разработчиков БМП, выращенных, кстати, самим заводом", – констатирует заслуженный машиностроитель РФ.
По словам Владимира Сахарова, история КМЗ под управлением "Тракторных заводов" – это история быстрой деградации. Мало того, что заводу не дали возможности развиваться и наращивать объемы гражданской продукции, резко сократились возможности и для производства военной техники. Так, заводчанин не разделяет восторгов по поводу новой разработки КМЗ "Курганец-25". Он привел примеры, когда в прессе публиковалась информация о том, что машина проходит испытания, в тот момент, когда она фактически еще не была собрана. Первый образец должен был быть представлен на параде 9 мая 2014 года, однако сроки были смещены на год.
"Но через год на парад, посвященный 70-летию Победы, ее все-таки "выкатили" – по-другому не могу сказать о машине, силовой блок на которую поставили от БМП-3, а башню из неликвидов Тульского завода. Тем не менее, на Х Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo в сентябре 2015 года в Нижнем Тагиле вокруг "Курганца-25" опять подняли шумиху. Тем самым, по моему мнению, заказчики и исполнители "Курганца" вводят в заблуждение руководство страны. Ведь Президент России Владимир Путин, ставя задачу что-то сделать быстро, всегда подчеркивает: только не в ущерб качеству", – говорит Сахаров.
"Курганмашзавод давно стал донором для холдинга "Тракторные заводы". На тракторы сегодня какой спрос? Совсем другое дело – оборонка: заказы стабильные, прибыли солидные. Так что на шее КМЗ сидят все остальные предприятия холдинга. Курганмашзавод вряд ли закроют, по крайней мере, в обозримом будущем. Все-таки оборонный заказ – это серьезно. Но к его выполнению тоже надо быть готовыми", – констатирует эксперт.
Владимир Сахаров настаивает на том, что для развития завода и подготовки к производству новой техники необходимо разработать комплексный план по техническому перевооружению предприятия, основанный на объективном анализе положения дел; искаженная информация ни авторитет страны, ни могущество армии не увеличит. Нужна и новая продукция – прорывная машина, в которой нуждается российская армия. Однако, для этого нужны профессионалы, кадры.
"Когда-то КМЗ давал 25% налогов в городской бюджет. Сейчас в городе и области остаются копейки, все уходит в Чебоксары. Нынешние собственники намерены уничтожить даже наши традиции – закрыли одну из самых сильных курганских многотиражек, газету "Машиностроитель"; покушаются на нашу память – пытались ликвидировать заводской музей, но пока его удается отстоять. Но чтобы отстоять НАШ завод, потребуются общие усилия. Нельзя допустить, чтобы "чебоксарские тракторы" раздавили достояние и гордость Зауралья", – подводит итог машиностроитель.