После истории с задержками зарплатам и долгами за газ обеспеченный заказами на годы вперед "Курганмашзавод", градообразующее предприятие Кургана, ждет, похоже, еще один удар, и неизвестно, не окажется ли он смертельным для легендарного предприятия. Речь идет о выведении производственной линии по производству БМД-4М в Волгоград, о чем на днях заявил Главком ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов, передает корреспондент Накануне.RU.
Боевая машина десанта нового поколения – БМД-4М была надеждой для зауральского завода на то, что удастся восстановить былые объемы производства. Во времена Анатолия Сердюкова были заказаны испытания на эту машину, но после того, как завод за свой счет собрал опытную партию образцов, министр обороны заявил, что машина эта невостребована, и не соответствует характеристикам, предъявляемым военными. Несколько лет предприятие работало "спустя рукава", выполняя ограниченные экспортные контракты, однако после смены министра обороны ситуация изменилась. Ведомство вновь повернулось лицом к отечественным производителям, и после уточнения характеристик, БМД-4М была доделана, отправлена на испытания и лично одобрена генералом Шамановым, который посетил завод.
ё
В 2014 году генерал публично заявил, что подписан твердый контракт на производство 250 бронемашин – БМД-4М и БТР МДМ "Ракушка". Обе машины выпускаются предприятиями, входящими в состав концерна "Тракторные заводы" – "Курганмашзавод" и "Волгоградский тракторный завод". В июне прошлого года владелец концерна Михаил Болотин заявил, что имущественный комплекс ВгТЗ, вероятно, будет распродан, а мощности вывезены в Курган. Однако, спустя полгода генерал Шаманов озвучил зеркальный план. Более того, он отметил, что этот процесс уже идет полтора года и будет полностью завершен к 2018 году – заказ по БМД-4М, напомним, рассчитан до конца 2017 года.
"Возможно, что у Шаманова есть желание, чтобы один завод полностью отвечал за весь цикл, за все вооружение, связанное с ВДВ. Там же будут выпускать "Спрут", БМД-4М, "Ракушку" и там же будет конструкторское бюро разрабатывать новые образцы техники для ВДВ. Я думаю, что возможно, здесь есть целесообразность с этой стороны, чтобы специализировать предприятие для выпуска продукции для ВДВ", – прокомментировал Накануне.RU военный эксперт, генерал-майор Сергей Канчуков.
Он предположил, что возможно, площадей КМЗ не хватает для производства и БМД-4М, и разработки и внедрения новой платформы "Курганец-25". Он отметил, что появлялась информация о недофинансированности этого проекта, и предположил, что завод сосредоточится на доведении до нужного состояния "Курганца-25". Косвенно это версию подтверждают в курганском правительстве.
"Наш КМЗ загружен заказами до 2020 года, мы производим боевые машины пехоты-3 различной модификации. Перенос производства боевой машины десанта из Кургана – это вопрос решенный. В результате, я думаю, возможно даже увеличение рабочих мест на КМЗ, потому что машина унифицирована на 60% с нашей машиной, и комплектующие для конечной сборки БМД будут по-прежнему производиться в Кургане. Наши сотрудники в Волгограде уже есть, там открыто особое подразделение, то есть полная кооперация в этом смысле", – прокомментировал на брифинге вице-губернатор Александр Константинов.
С одной стороны, звучит оптимистично, с другой – никто не забыл финансовых проблем предприятия в прошлом месяце. Напомним, выяснилось, что долги предприятия за газ превышают 60 млн руб, тепла в декабре в цехах нет, а рабочим задерживается зарплата. В результате губернатор Алексей Кокорин был вынужден давать личные поручительства перед газовиками (а обязательства владельцы завода так и не выполнили), встречаться с владельцами завода, и в итоге констатировать, что они – простые честные бизнесмены, самым настоящим образом "обманули губернатора". Даже одна эта история способна подорвать доверие к владельцам "Тракторных заводов", но она, к сожалению, не единственная.
Ситуация на заводе стала поводом встретиться ветеранам завода с областными промышленниками и депутатами областной думы, чтобы обсудить положение градообразующего предприятия. В частности, исполнительный директор РСПП в Курганской области Алексей Симанов заострил внимание на том, что за десять лет под управлением концерна численность работников сократилась с 13 до 5 тыс. человек. По ряду объективных показателей, которые есть в открытом доступе, состояние предприятия оценивается как близкое к банкротству. В ближайшее время совместно с собственниками предприятия необходимо разработать меры по загрузке мощностей завода не только военной, но и гражданской техникой. Прекратить транзит средств через КМЗ для других предприятий концерна.
"КМЗ – это завод №1 для Курганской области, и никто это оспаривать не собирается. Когда у оборонного предприятия за долги отключают газ, и личные гарантии дает губернатор – это нонсенс. Оборонная промышленность сегодня дает возможность заработать средства всем. Секрет успеха прост, каждый заработанный рубль должен вкладываться в развитие производства", – сказал руководитель регионального РСПП Сергей Муратов.
О проблеме транзита средств говорит бывший замгендиректора завода, депутат областной думы Иван Евгенов.
"Все заводы тракторные уничтожены, и куда бы Болотин ни приложился, все уничтожено. Они жили, в основном, за счет КМЗ, те деньги, которые выделялись для разработки новой техники, они эти деньги, как собственники, распыляли по своим нуждам. Генпрокуратура занималась, но мер принято не было. И по большому счету, КМЗ надо немедленно возвращать в госсобственность, если мы хотим иметь эту машину. Я считаю, что следственные органы должны разобраться, как Болотин стал собственником этого завода", – рассказал Накануне.RU Евгенов.
Он рассказал, что у завода был шанс оказаться в федеральной собственности, но в силу странных обстоятельств "все пошло не так".
" Этот завод должен был в счет долгов СИБУРа перейти в государственную собственность – под Газпром. А дальше должны были в правительстве решать, что делать с заводом, но получилось все наоборот. Вот когда останемся без техники, тогда начнем шевелиться – рынок там ничего не отрегулирует", – отметил депутат.
Об этой истории недавно рассказывал и другой ветеран завода – Владимир Сахаров, который написал статью в местном издании об истории завода. Он напомнил, что "Газпром" вел переговоры с дочерней структурой "Базового элемента" Дерипаски, а приобретение завода с аукциона "малоизвестной чебоксарской компанией" стало настоящей сенсацией.
По мнению Евгенова, вывод с завода линии по производству БМД-4М может привести и к закрытию завода. Раньше это предприятие было градообразующим – на нем работало до 30 тыс. работников (при населении города около 300 тыс.) и формировалось не менее 25% бюджета.
"КМЗ – это была основная налоговая база области. А в последние годы копейки платили, по-моему, даже не платили они налогов. Они задолжали газовикам, не могут комплектующие купить, о каких налогах там может идти речь", – говорит член бюджетного комитета облдумы Евгенов.