Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова обратилась к заместителю генерального прокурора Российской Федерации Юрию Пономареву. Омбудсмен написала замгенпрокурору письмо, в котором поделилась своим видением ситуации вокруг скандального блогера Руслана Соколовского (до смены фамилии – Сайбабталов, прим.). Об этом Накануне.RU сообщили в аппарате уполномоченного по правам человека.
По словам Мерзляковой, после изучения ситуации и встречи с самим Соколовским, она пришла к выводу, что действия блогера "ни в коей мере не содержали в себе ни деяния, ни намерения, связанного с оскорблением чувств верующих", а "эксплуатация в видеоролике модного веяния по виртуальной охоте за виртуальными же объектами направлена, прежде всего, на привлечение как можно большего количества посетителей сайта, что, в свою очередь, увеличивает популярность блога или видеоканала отдельного пользователя и тем самым увеличивает его привлекательность для рекламодателей в сети Интернет".
По мнению омбудсмена, Соколовский преследовал исключительно коммерческий интерес, "не связывая свой видеоролик с какими-либо конфессиональными предпочтениями и не вкладывая в содержание своего материала никакого сообщения или призыва, связанного с той или иной конфессией".
"Сложность ситуации состоит в том, что, привлекая Соколовского к уголовной ответственности за информационную активность в виртуальной сети, а также используя в отношении него меру пресечения в виде заключения под стражу, правоохранительные органы в Свердловской области привлекают к Соколовскому совершенно незаслуженное внимание. Поскольку общественный резонанс ситуации в некоторой степени приводит следящих за ситуацией людей к выводам о том, что в России имеется цензура, и за выражение мнения может последовать уголовная ответственность, большинство представителей молодого поколения – активных пользователей сети Интернет – совершенно неоправданно будут считать таких, как Соколовский, героем, пострадавшим за свободу выражения мнения. Вместо дискуссии в обществе о моральной оценке подобных видеороликов мы невольно переносим акцент внимания общественности на то, что уголовная ответственность за действия Соколовского, не имеющие большой общественной опасности, это слишком жестоко", - говорится в письме Татьяны Мерзляковой.
По мнению уполномоченного по правам человека, "мы таким образом формируем у молодежи совершенно не те ценности, и помогаем создавать "ложных героев", а главное, вносим огромный вклад в тот коммерческий по своей природе результат, которого добивался Соколовский — скандальная ситуация, популярность, интерес интернет-аудитории".
"Ни в коей мере не вмешиваясь в работу следствия и судебных органов, считаю своим долгом, уважаемый Юрий Александрович, довести до вас свою точку зрения о том, что привлечение к уголовной ответственности Соколовского будет выходом за пределы баланса между реализацией прав индивида и насущным общественным интересом", - считает омбудсмен.
Мерзлякова также подчеркнула, что формально выход за пределы такого баланса – повод для постановки вопроса перед Европейским судом по правам человека, а она как уполномоченный по правам человека в регионе, заинтересована в том, "чтобы поводом для таких дел становились бы не такие недостойные и мелкие факты, как в деле Соколовского, а сильные, достойные дела, действительно требующие вмешательства международного правосудия".