Новости
Обзор китайских СМИ: кто из них - Трамп или Клинтон станет меньшим злом?
Политика | За рубежом

Без преувеличения, весь мир ожидает смены администрации Белого Дома. В особенности это касается Китая – США являются главным торговым партнёром КНР, с товарооборотом почти в девять раз большим, чем с Россией. Кроме того, за океаном проживает огромная китайская диаспора. Но, несмотря на это, между двумя странами, чем дальше, тем больше усиливается геополитическая конкуренция. Немалая заслуга в ухудшении американо-китайских отношений лежит персонально на вскоре уходящем с поста Бараке Обаме. О том, как Пекин следит за итогами выборов, кого желает видеть в президентском кресле и как намерен работать дальше в материале Накануне.RU.

Как отмечает популярный китайский блогер-эксперт Чжань Хао, различия между демократической и республиканскими партиями по вопросу взаимоотношений с КНР сейчас минимальны. Кто бы сейчас ни стал новым президентом он, вне всякого сомнения, не сможет изменить саму стратегию отношений Вашингтона и Пекина. Возможны лишь незначительные отклонения от генерального курса. И так как этот курс недвусмысленно направлен на сдерживание КНР, Чжань Хао ставит вопрос не о том, чья победа на выборах предпочтительнее, а "кто из них настроен более антикитайски – Клинтон или Трамп".

Что касается индивидуальных особенностей кандидатов – то Клинтон, по мнению Чжань Хао, явно негативно настроена, в первую очередь по отношению к России, что, однако, может легко привести и к ухудшению отношения к Китаю. Однако Клинтон – искушённая в политике "старая лиса" и не станет отходить от общепринятых дипломатических норм. Скорее всего, в случае её победы может начаться долговременное трение между Белым Домом и Чжуннаньхаем. Некоторые аспекты политики Обамы – такие как расширение Транс-Тихоокеанского партнёрства и патрулирование Южно-Китайского моря продолжатся.

Отличие Трампа в том, что он бизнесмен, а не политик, поэтому он прежде всего исходит из вопросов получения выгоды. В ходе предвыборной борьбы он высказывался о роли торговли с КНР и необходимости регулирования курса китайского юаня. В этой связи не исключено, что в случае своей победы Трамп будет вмешиваться в те аспекты отношений с КНР, которые Клинтон проигнорировала бы. Однако с ним, скорее всего, будет легче контактировать. Трений по важнейшим стратегическим вопросам не избежать и с ним, однако победа Трампа выгоднее для Китая в стратегической перспективе, так как должна поспособствовать улучшению экономических отношений между двумя странами.

Можно сказать, что примерно также настроены и китайские СМИ в целом: официальные государственные и партийные издания, а также подконтрольные им сайты подробно и оперативно освещают ход голосования, но пока не дают никаких оценок. Там же, где комментарии по этому поводу даются "Хуаньцю шибао" (англоязычная версия которой, "The global times" заслужила за рубежом славу рупора националистически настроенного крыла КПК), также приходят к выводу, что оба кандидата не удобны для Китая, но Трамп – меньшее из зол. Клинтон припоминают, помимо вышеуказанного продолжения политики "разворота в Азию" и поддержку Тайваня. Бывшая Госсекретарь США не раз высказывалась в поддержку независимости острова, который в Китае считают оккупированным, тогда как Трамп никак не высказывал своего мнения по вопросу независимости Тайбэя от Пекина и однажды даже заявил, что Тайвань похищает ряд возможностей для американского бизнеса.

Таким образом, китайские СМИ, как, в общем-то и российские, не ждут от смены американского президента радикальных изменений, и относятся к Клинтон с недоверием, а к Трампу – с настороженным ожиданием.

Павел Мартынов