Сегодня утром в Якутии разбился турбовинтовой самолет Ил-18. На борту самолета находились 32 пассажира и семь членов экипажа. Все остались живы. Проверку по факту крушения проведет военная прокуратура. По некоторым данным, на борту находились офицеры четырех войсковых частей из Екатеринбурга, Каменска-Уральского и Челябинска.
Ил-18В, на котором летели военные, согласно данным russianplanes.net, находился в эксплуатации с 1965 г. С 1979 по 1992 гг. воздушное судно базировалось в Улан-Удэ (Восточный) в 150-й ОСАП, позднее - до 1997 г. - на Дальнем Востоке. Капитальный ремонт судно прошло в 2011 г. на 20-м авиаремонтном заводе, после чего самолет эксплуатировался ВВС РФ.
Машину бы не допустили к использованию, если бы она не соответствовала техническим требованиям. Таким мнением с Накануне.RU поделился военный летчик 1-го класса Александр Пленцов.
"Нельзя списывать катастрофу на техническую неисправность. Пока самолет допускают в полет, он не может быть неисправен и не может быть не подготовлен. Всякие отказы могут быть и на абсолютно новом самолете. Его допустили к полету, он летел, значит, он был технически исправен. Лично мое мнение, судя по тем материалам, которые поступили на эту минуту, что он потерял высоту вследствие потери пространственной ориентировки. Это могло произойти из-за погоды, полетных условий", - полагает летчик.
Военный эксперт Александр Жилин уверяет, что авиапарк Минобороны РФ находится в должном техническом состоянии.
"Что касается авиационного парка в нынешней Российской армии, то он в значительной степени находится в хорошей кондиции. Я имею в виду те самолеты, которые поступают на вооружение и эксплуатируются, в том числе и транспортные самолеты, потому что сегодня, когда бардак закончился с этими Сердюковыми всякими, то выполняются регламентные работы, другие виды работ, обслуживание идет в полном соответствии с документацией. Но тот период бездействия, который переживала наша армия, может давать о себе знать", - заметил эксперт.
Александр Жилин отмечает, что никто не застрахован от человеческой ошибки.
"Что касается действий экипажа, то это, безусловно, важный момент. Здесь нужно смотреть по подготовке экипажа: какой налет, как интенсивно они летают, когда они сдавали на классность, когда были так называемые проверочные полеты с инструктором и т.д. Что же касается самого самолета Ил-18, то там вполне достаточно приборов, для того, чтобы экипаж ориентировался. Если не было никаких отказов, то вряд ли они могли бы потерять ориентировку. Но, опять же, человеческий фактор исключать нельзя. Он мог сыграть свою роль", - рассказал специалист.
Президент фонда "Партнер развития гражданской авиации" Олег Смирнов, в свою очередь, предположил, что причиной крушения могла стать банальная нехватка топлива. Аргументом для этого может служить тот факт, что при падении самолет не загорелся, потому что там и нечему было гореть.
"У меня, как у профессионала, возникают вопросы, на которые, прежде чем говорить о каких-то причинах, хотелось получить ответ. Вопрос первый касается дальности полета этого самолета и наличия должной заправки для этого "плеча". Плечо было солидное. Расстояние между двумя населенными пунктами было почти 2,5 тыс. км. При скорости 500 км/ч - это весьма дальний полет. Мы еще не знаем, какой был ветер. Если встречный, то это значительно удлиняет время преодоления этого маршрута. Отсюда можно сделать вывод, что, в общем-то, это "плечо" серьезного такого расстояния, с полетом на Север, где может быть встречный северный ветер - это все уже сейчас находится на грани максимальной дальности полета этого самолета. Могло случиться такое, что не хватило керосина. На это предположение указывает и то, что самолет после такого кошмарного приземления не загорелся - там гореть было нечему.
То, что все люди остались живы - это чудо. Как командир корабля был подготовлен блестяще, что в такой экстренной ситуации самолет не падал хаотично и беспорядочно носом вниз, а он его пытался посадить. Местность была пересеченная, что очень сложно, конечно, особенно если не работают двигатели. То, что люди не погибли сразу - это результат того, что в этом случае была грамотно совершена посадка, когда не было лобового удара", - говорит эксперт.