Новости
Инвестиции имени Гаттарова, или Почему бизнес не торопится вкладываться в проекты ШОС и ВСМ
Экономика | Челябинская область | Уральский ФО

Челябинск собрал на Всероссийский форум "Бизнес-навигация по России деловой" более 400 участников из региона, а также Свердловской, Тюменской, Курганской и других областей. Представители бизнеса должны сформулировать в адрес региональных и федеральных властей четкие предложения по улучшению бизнес-климата и стимулированию деловой активности в стране.

На мероприятии вице-губернатор Руслан Гаттаров уже не в первый раз заявил, что основными инвестиционными проектами региона являются ШОС и строительство высокоскоростной магистрали. Они оцениваются в десятки миллиардов, и в основном это должны быть федеральные средства и деньги инвесторов.

По словам зама Бориса Дубровского, челябинскому бизнесу просто не хватает амбиций и мотиваций. Многие не верят, что такие проекты как ШОС и ВСМ можно реализовать. Областным властям нужна вера бизнеса и его деньги для реализации этих проектов, увещевал предпринимателей "главный по инвестициям" в Челябинской области.

"Важно, чтобы региональный бизнес смог на этапе подготовки видеть себя внутри этих проектов, потому что потом будет очень сложно встроиться. В нашем понимании ШОС и ВСМ - являются антикризисными проектами, которые смогут запустить нашу экономику на другие скорости", - подчеркнул вице-губернатор.

Про скорости Гаттаров упомянул неспроста. Нельзя не отметить, что в области, которая стала местом для проведения престижного бизнес-форума, снижаются показатели социально-экономического развития и инвестиционная активность.

Так, индекс промышленного производства в январе 2016 года к декабрю 2015 года составил 74,6%, по добыче полезных ископаемых - 91%, обрабатывающее производство - 71,1%. Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2015 года к аналогичному периоду прошлого года составили 83,9%. При этом индекс цен, напротив, показывает более высокую динамику, чем в среднем по России. Так, индекс потребительских цен в феврале 2016 года по отношению к декабрю составил 101,9%. 

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский и вице-губернатор Руслан Гаттаров|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

По факту видно, что бизнес действительно вкладывать деньги не торопится. И хотя областные власти провозглашают всемерную поддержку открытию производств и созданию новых рабочих мест, предприниматели видят, что помощь направляется прежде всего крупным предприятиям, которые за счет курсовых разниц и участия в крупнейших инфраструктурных проектах страны и так не должны бедствовать (8 млрд руб. гарантий на "поддержание штанов" дали ЧТПЗ, что помогло также родному для губернатора ММК).

По мнению экспертов, нельзя не понимать, что перспективы двух масштабных строек имеют серьезные вопросы. По ШОС – это то, что решение о месте проведения саммитов будет принято только в следующем году, для строительства ВСМ – срок окупаемости проекта в несколько десятилетий. А бизнес в условиях кризиса стремится вложить деньги туда, где быстрее получит отдачу.

Но Гаттаров тонко чувствует чаяния предпринимателей, он заявил на форуме, что основной задачей мероприятия стало определение проблем бизнеса и стратегии для их преодоления, в конце концов, в заслугу властям можно поставить уже то, что в регионе крупные проекты ведутся в режиме "одного окна", что важно на фоне конкуренции с другими регионами. "Если у нас услуга будет менее конкурентна, чем в соседнем регионе, бизнес уйдет туда. Мы этого не хотим", - подчеркнул он. 

Власти вообще-то работают "над ошибками" и проблемами. Стоит обратить внимание, что 10 марта Борис Дубровский заявил о срыве "контрольной закупки" муниципальных услуг в сфере предпринимательства в Челябинске. В Челябинске в ходе "контрольной закупки" были выявлены нарушения сроков согласования проекта и предоставления земельного участка. "По некоторым проектам конкретных инвесторов, например, строительству регионального выставочно-конгрессного комплекса, сроки предоставления услуги превышены на 30 дней", – сообщил директор Агентства инвестиционного развития Анатолий Лобко.

Челябинск должен быть лидером, а не аутсайдером, локомотивом, а не прицепом в вопросах привлечения инвестиций. Процедуры согласований должны отскакивать у вас от зубов. Нам предстоит строить объекты к ШОСу, и этот процесс не будет ждать", - заявил Борис Дубровский.

Как отмечает ряд аналитиков, Россия ощущает на себе влияние санкций, и в этом смысле ситуация в экономике Южного Урала - производное от общего непростого положения. Неудивительно, что регион цепляется за такие масштабные проекты, как за палочку-выручалочку.  

По мнению директора челябинского филиала РАНХиГС Сергея Зырянова, инвестиционная стратегия региональной власти ситуативная, и это связано в первую очередь с кризисом, в том числе инвестиционным. "Деньги из России уходят, и, видимо, регион тоже чувствует недостаток инвестиционных ресурсов. Поэтому если появляются какие-то идеи и достаточно масштабные предложения, под которые могут быть выделены либо федеральным центром инвестиции, в частности ШОС, либо частным бизнесом – ВСМ, эти проекты становятся привлекательными для региона, и власть старается довести их до понятной точки, чтобы открыть возможность инвестиций в эти проекты", - сообщил он.

Политолог подчеркнул, что ситуация с ШОС проще, чем со строительством ВСМ, поскольку подготовка города к встрече делегаций ШОС и БРИКС предполагает относительно короткий срок строительства и более короткий срок получения доходной части от инвестиций. Объекты нужно построить за три-четыре года, и все они так или иначе будут загружены. "Необязательно, что они будут дальше давать большой доход, но по крайней мере это надежное вложение денег. А то что касается ВСМ, здесь все сложнее, поскольку срок окупаемости составляет несколько десятилетий. Конечно, любой инвестор, который рассматривает подобного рода перспективу, он семь раз взвесит, а уж один раз будет отрезать, прежде чем решит вкладывать деньги в такого рода проект. Любой человек, который владеет сейчас деньгами, ищет, где можно более надежно вложить эти деньги, чтобы быстрее получить отдачу от этого вложения и нарастить свой капитал. Проект ВСМ не из такого рода проектов, которые обещают быстрый возврат денег", - отметил в разговоре с корреспондентом Накануне.RU Сергей Зырянов.

А вице-председатель совета челябинского регионального отделения "Опора России" Арсен Унанян и вовсе считает, что инвестиционная привлекательность региона повышается. Так, если в прошлом году инвесторы уводили из региона деньги, то сейчас они опять присматриваются к области, считая ее достаточно перспективной. Но проблемой является привлечение финансирования из-за общей ситуации в банковской сфере - что, в общем, тоже отголосок введенных санкций.

При этом, таким масштабным проектам как ШОС и строительство ВСМ необходим основной инвестор – концессионер, и область ведет переговоры по этому вопросу. "Эти проекты исчисляются десятками миллиардов. Если речь идет об основном инвесторе, концессионере, который совместно с правительством РФ и регионом войдет в эти проекты, тут решения не принимаются так быстро. Я знаю, что ведутся переговоры, мы встречались с губернатором, общались на эту тему, я собирал бизнес-сообщество, которое заинтересовано в участии в этих проектах. Должен быть большой пул инвесторов", - отметил бизнесмен.

ШОС, Уфа, Шанхайская организация сотрудничества|Фото: kremlin.ru

Южноуральские власти планируют привлечь на ШОС 50 млрд руб

Однако Арсен Унанян, который сам собирается строить гостиницу, отметил, что для предпринимателей в рамках реализации проекта ШОС необходимо учитывать определенные нюансы. В частности, есть определенные требования, которым должны соответствовать гостиницы, для этого необходимо пересмотреть проект, а на это потребуются временные и финансовые затраты. Поэтому сам бизнесмен, учитывая экономическую ситуацию, приостановил строительство гостиницы под ШОС.

Челябинские бизнесмены проявляют интерес к проекту, ведут переговоры, смотрят площадки, которые предлагает область. Но необходимо заниматься проектированием, и на это потребуются немалые деньги, а банки неохотно идут навстречу предпринимателям. "Здесь взвешенно нужно подходить. И если бы банки пошли предпринимателям навстречу, готовы были давать деньги, я уже не говорю про адекватные проценты, хотя бы просто давать, процесс бы ускорился. Но сегодня банки у нас не очень дружат с бизнесом", - отметил Арсен Унанян.

объекты к ШОС|Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области

Кроме того, нет окончательного решения о месте проведения саммитов ШОС и БРИКС. "Постановление правительства РФ о проведении ШОС будет в следующем году. Это тоже определенный тормоз. Если бы правительство РФ решило в этом году, что ШОС будет в Челябинске, я думаю, тогда процесс бы ускорился. Кроме того, не все в России знают, что мы являемся одним из городов, где планируется проведение ШОС. Процесс занимает время, а сегодня не так много людей в правительстве занимается лоббированием этого проекта", - считает вице-президент регионального отделения "Опоры России".

В свою очередь, есть в области и жесткие критики. Политолог Александр Подопригора считает ШОС и ВСМ пиар-проектами для заполнения информационного вакуума в деятельности областной власти, которые не имеют инвестиционного значения для региона.

Строительство ВСМ политолог назвал абсолютно бесперспективным, не нужным и даже вредным для области проектом, поскольку в настоящий момент нет ясности, будет это высокоскоростная магистраль или просто скоростная. Разница очень существенная. При этом внести ясность в этот вопрос не смоли даже московские разработчики проекта. "Наши производители из "Уральских локомотивов" разводили руками и говорили, что ни о какой высокоскоростной магистрали речи быть не может, потому что у них нет локомотивов и необходимого оборудования, которое радикально иное для высокоскоростной магистрали и которое никто в России не производит, а производит только компания "Сименс", с которой у нас отношений нет. Обычная скоростная магистраль дает те же три часа в пути, за которые сейчас из Челябинска в Екатеринбург доезжаешь на автомобиле. Плюс к тому, когда нужно сначала добраться до вокзала в Челябинске и от вокзала в Екатеринбурге и назад, то время в пути - пять часов. Кому нужна на сотни миллиардов рублей железная дорога, которая ничуть не ускорит даже передвижение, и никто не пересядет из автомобиля в поезд для того, чтобы вместо трех часов провести в пути пять часов?" - отметил Александр Подопригора.

Железная дорога(2023)|Фото: Накануне.RU

Кроме того, не решен вопрос финансирования проекта. Схема, которую предлагает разработчик, по словам политолога, близка к схеме МММ. "От московских разработчиков удалось добиться, что предлагается организовать схему облигационного займа, которые эксперты считают близкой к схеме МММ, когда выпускаются некие облигации, которые некие инвесторы должны будут купить. И за счет этого будет финансироваться проект", - рассказал он.

Стоит отметить, что банки на такую схему не пойдут, кроме того, не готовы они и предоставлять кредиты, поскольку окупаемость проекта уходит за 10 лет. А по мнению экспертов, окупаемость данного проекта вообще под сомнением, поскольку между Челябинском и Екатеринбургом нет большого пассажиропотока, как например, между Токио и Осакой.

Схема облигационного займа требует гаранта, которым в данном случае могут выступить только бюджеты Челябинской и Свердловской областей. При этом минимальная цена проекта ВСМ называется 165 млрд руб., однако эксперты уверены, что эта сумма занижена вдвое.

"Делать бюджет заложником еще одного проекта, типа челябинского метро, которое строится уже 25 лет и конца ему не видно и окупаемым оно никогда в жизни не будет, нерационально. Я думаю, что губернатор стал реалистичней подходить к этому проекту. Власти начинают понимать, что этот проект нереализуемый, и это просто мина замедленного действия под бюджет региона, который останется заложником этого безумного проекта. Поэтому, я думаю, что никакого ВСМ не будет между Челябинском и Екатеринбургом в обозримые десятилетия, а потом наступит время совершенно других технологий", - уверен политолог.

Критично Александр Подопригора относится и к идее областных властей проводить в Челябинске саммиты ШОС и БРИКС. "Что касается саммита ШОС, да, я согласен с Русланом Гаттаровым в том плане, что ни один серьезный инвестор не выразил своего намерения участвовать в этой стройке. Потому что очень нечеткие планы, непонятно, будет саммит или нет. Очень трудно рассчитывать, что эти объекты будут востребованы, а на то, что они окупятся как коммерческие объекты, вообще никакого расчета сейчас нет. Я говорил с серьезными коммерсантами, которым предполагалось поручить или передать эти проекты, может быть, конечно, они головой покивали на первых этапах, но всерьез они это не рассматривают. К тому же, надо будет строить объекты гостиничного типа: планировалось построить под каждого президента отдельный особняк на той земле, которая отбиралась у Юревича под застройку ТРК "Облако", но отобрать землю на сегодняшний день не удалось", - отметил он.

Да, многое можно было бы списать на общую плачевную ситуацию в российской экономике, но Подопригора считает, что, кроме общефедеральных факторов, есть и местные - у областной власти отсутствует реальная инвестиционная повестка в период экономического кризиса. "Проектов, которые способны действительно привлечь серьезные инвестиции и быть в перспективе прибыльными и окупаемыми, на сегодняшний день нет. Единственный крупный проект, который могли бы сейчас реализовать в Челябинской области, это строительство Томинского ГОКа, которое, в том числе и не без помощи областных властей, на сегодняшний день приостановлено в ожидании многочисленных независимых экспертиз", - отметил он.

По мнению политолога, обсуждая такие заведомо нереализуемые проекты, как ШОС и ВСМ, областная власть просто заполняет вакуум информационной повестки, который есть в Челябинской области. "Каких-то серьезных прорывных идей, проектов, стратегий, антикризисной работы с инвесторами просто нет. Обсасывают этот ШОС и ВСМ, хотя все прекрасно понимают, что это проекты, очень далекие от реальности, а тем более от инвестиционного значения для Челябинской области", - подчеркнул Подопригора.

 Руслан Гаттаров, фейковое фото тушения пожара|Фото:

Нельзя не заметить, что сегодня любые затратные проекты имеют трудную судьбу, и Южный Урал в этом смысле не исключение, конечно. Но и критики областных властей имеют реальный резон. Возможно, стоит замахиваться не на общефедеральные или межрегиональные проекты, а уделить скрупулезное внимание созданию условий для того, чтобы региональный бизнес получил поддержку и включился в создание новых рабочих мест с пусть и дальней, но конкретно-промышленной региональной перспективой?

Мария Подгузова