В то время как Ратко Самац находится в больнице, в его деле появились новые документы, присланные из Боснии. Об этом корреспонденту Накануне.RU рассказала жена сербского офицера Елена Киберева.
Напомним, что 10 марта Самаца госпитализировали по неотложной скорой помощи в областную больницу в Кургане. Ему экстренно сделана коронография и, одновременно, операция на коронарных сосудах сердца. В одном из пораженных сосудов сердца установлен специальный стент с лекарством. Диагноз - "ишимическая болезнь сердца". Его жизнь, в буквально смысле этого слова, "висела на волоске" коронарного сосуда, сузившегося на 90%. Возможно, это последствие перенесенного стресса, а также месячного нахождения в СИЗО. Врачи говорят: "Будет жить". Но в сердце поражено еще несколько сосудов и скоро потребуется следующая операция.
В материалах дела Самаца, присланного в Россию боснийскими властями, числится обвинение основной общественной прокуратуры г. Ключ от 2 августа 1993 года. Это обвинение предъявлено троим сербам (в том числе Ратко Самацу), заключенным в ходе следственных действий под стражу на три месяца в июне 1993 года. Далее в деле, прибывшем в Россию из Боснии, - пробел по датам, документов до 2013 года нет.
Ниже представлен документ из дела окружного суда г. Баня Лука Республики Сербской - фотокопия решения военного суда от 18 января 1994 года N IK 331/93, удостоверенная заведующей канцелярией окружного суда г. Баня Лука Верой Нежич и гербовой печатью.
Документ гласит: "Военный Суд, г. Баня Лука, на заседании коллегии в составе судей данного суда: капитана Давидовича Светозара - председателя коллегии, капитана I ранга Славко Ступара - члена коллегии, а также присяжных судей: лейтенанта Томича Рацо, младшего лейтенанта Бабича Милована и прапорщика Сировина Милана - членов коллегии, при рассмотрении материалов по уголовному делу против обвиняемых Самац Ратко, Петрович Милы, Джаковича Любомира, уголовная статья - убийство согласно ст. 36, параграф 2, пункт 6 уголовного кодекса Республики Сербской, после состоявшихся главных слушаний от 18. 01. 1994 года в тот же день, руководствуясь должностными обязанностями, вынес следующее решение:
Отменить нахождение под стражей обвиняемых Самац Ратко, Петрович Милы и Джакович Любомира, установленное согласно решению основного суда г. Баня Лука, за N Л 42/93 от 10.08.1993 года и незамедлительно освободить обвиняемых из-под стражи.
Обоснование:
На главных слушаниях от 18.01.1994 года вышеуказанная коллегия, руководствуясь служебными обязанностями, рассмотрела вопрос обоснованности дальнейшего содержания обвиняемых под стражей. Установлено, что существуют обстоятельства, которые могут повлиять на смягчение наказания с созданием условий для отмены содержания под стражей до окончания основного разбирательства по делу, в связи с чем принято решение, сформулированное в его результативной части, согласно ст. 199 закона об уголовном преследовании.
Нотариальный перевод сделан в Москве 29 февраля 2016 года.
В примечании о средстве правовой защиты указано, что данное решение может быть обжаловано в верховном суде г. Хан Пиесак. Жалоба подается в течение трех дней с даты принятия настоящего решения. Однако документов, подтверждающих дальнейшее движение по этому делу, в том числе в экстрадиционном деле, присланном в Россию и фигурирующих в судах Кургана, нет.
"Никакого движения с 1993 по 2013 гг. в деле по обвинению Ратко в российском пакете документов не отражено и документы военного суда, освободившие из-под стражи серба, отсутствуют. Умышленно? И вообще, зададимся вопросами: "Если в деле фигурирует военный суд, значит, эпизод 1993 года происходил в военное время?" И сами отвечаем: "Да. И обвиняемые, в том числе Ратко, воевали в составе регулярной боснийской армии сербов. И многострадальный город Ключ, в котором произошел трагический эпизод 1993 года, переходил то под власть боснийской армии сербов, то под власть их противников. И осведомители (в том числе, наводчики и корректировщики огня) и с той и с другой воюющей стороны были и жили в этом городе. И каждый помогал "своим". И на каждого мог быть приказ - "нейтрализовать". Это законы войны и военного времени". Именно поэтому эпизод 1993 года рассматривал военный суд армии Республики Сербской. И именно этот военный суд освободил из-под стражи своих солдат. Освободил и Ратко", - прокомментировала Елена Киберева.
Остается непонятным, почему ордер на арест Самаца, проживающего в России уже 20 лет, выдал кантональный суд в мусульманском городе Бихач, который находится на северо-западе Боснии и Герцеговины и территориально никакого отношения к городу Баня-Лука не имеет. Причем здесь суд, который занимается только "злочными", то есть военными преступлениями, совершенными якобы сербами в ходе военного конфликта 1991-1995 гг.?
"Дело двадцатилетней давности 1993 года, в котором документы судопроизводства представлены выборочно и не отвечают на большинство вопросов защиты, - всего лишь наживка или ловушка-сеть на православного серба, которого хотят притянуть "за уши" ко всем громким военным "преступлениям" сразу и по признаку - "сербы во всем виноваты". То есть конкретно Ратко травят и преследуют по религиозному принципу, демонизируют по политическим мотивам и планируют судить показательно", - считает жена Самаца.
Напомним,что в настоящее время Генпрокуратура готовится официально дать отказ в выдаче серба Боснии и Герцеговине. Сам серб, как он рассказал в интервью Накануне.RU, собирается ускоренно получить российское гражданство. А в Госдуме предлагают ввести мораторий на экстрадицию участников военных конфликтов после случая с Самацем.