В Министерстве строительства и ЖКХ России подготовили новые правила для поставщиков коммунальных услуг. Ведомство предлагает ввести штрафы за предоставление некачественных услуг, поставщики могут оплатить от 15% до 30% стоимости ресурсов или получить штраф в размере до 50% суммы квитанции. По мнению Минстроя это стимулирует собственников сетей проводить модернизацию инфраструктуры. На проект негативно отреагировал Российский союз промышленников и предпринимателей – в Правительство ушло письмо, в котором говорится о риске повышения нагрузки на бизнес. Но сейчас за "дырявые" сети платит пользователь, отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, что тоже несправедливо. Инициатива может помочь обновить коммунальные сети, но государство тоже не должно снимать с себя ответственность за состояние инфраструктуры, рассказал он Накануне.RU.
Бюджетные траты на содержание ЖКХ год от года уменьшаются, модернизацией сетей по задумке властей должны заниматься частные инвесторы, которых не очень привлекают ржавые трубы. Коммунальная инфраструктура в России находится в ужасном состоянии – износ основных фондов еще в 2011 г. оценивается в 55-65%. К 2015 г. ситуация не сильно поменялась – износ уже достиг 60%. И это весьма средняя оценка, говорит Иван Андриевский, - в отдельных городских районах и даже в целых городах показатель -70-80%.
"Такое состояние коммунальной инфраструктуры является основой для некачественных услуг ЖКХ, поставляемых населению. Теплопотери, плохое качество воды, водопотери – это обычные издержки современного жилищно-коммунального хозяйства России. Естественно, все эти издержки перекладываются на население. И такое в принципе могло бы быть допустимым, если бы полученные средства тратились на обновление инфраструктуры ЖКЖ. Однако ситуация по стране, как видно, не меняется", - отмечает он.
Если потери ресурсов будет оплачивать тот, кто получает за них деньги – это может стимулировать инвестиции.
"С одной стороны – решение выглядит вполне здравым, именно поставщики получают деньги с населения и должны гарантировать определенный уровень услуг, предоставляемых за эти деньги. К тому же есть определенные механизмы, позволяющие реализовывать проекты в области ЖКХ: ГЧП, энергосервисные контракты и т.д. С другой стороны, подобным законопроектом государство, фактически, снимает с себя всю ответственность за состояние инфраструктуры ЖКЖ, тогда как без государственной поддержки решить проблему обновления коммунальных сетей не представляется возможным", - говорит Андриевский.
По его словам, проблема износа фондов ЖКХ требует более глубокой проработки – просто перекинуть ее на поставщиков услуг не получится:
"Штрафы, конечно, будут стимулировать обновление инфраструктуры, но должны быть и шаги государства навстречу – возможно, это специальные налоговые режимы под определенные проекты в области ЖКХ, гарантии инвесторам, особый подход к таким проектам со стороны городских властей".