Минсельхоз опубликовал доклад об итогах работы АПК в минувшем году и внес свои предложения по совершенствованию госпрограммы развития отрасли. Одно из них – в программе обновления парка сельхозтехники сделать ставку на производство иностранных машин, обеспечив должный уровень локализации. Чиновники сетуют: устаревшие комбайны все еще ходят в полях, потому что российские производили якобы не могут предложить аграриям высокоэффективную технику. А зарубежные - могут, и, хотя она зачастую дороже, покупать тракторы и комбайны приходится у них. Представители отрасли возражают – если бы меры поддержки распространялись исключительно на отечественных машиностроителей, а рынок был защищен от импорта, то в иностранной технике не было бы нужды, передает корреспондент Накануне.RU.
В минувшем году 66,4% из всех тракторов, купленных сельхозпредприятиями, оказались импортными (учитываются поставки из-за рубежа и производство на иностранных заводах, размещенных в России). Доля по зерноуборочным комбайнам – 20,7%, по кормоуборочным – 22%. Согласно статистике Минсельхоза, больше всего иностранных тракторов – в полях Северо-Западного федерального округа – 78,1%, за год на пять и девять процентов в регионе выросли доли импортных комбайнов – до 44,9% (зерноуборочные) и 48,7% (кормоуборочные). Доля заграничных комбайнов и тракторов увеличилась и в целом по России. При этом отечественные производители испытывают дефицит спроса, из-за чего в 2015 г. отдельные предприятия не смогли полностью использовать субсидии на закупку сельхозтехники (по постановлению Правительства № 1432 субсидируется скидка для покупателей до 30%).
Парк техники обновляется медленнее, чем хотелось, заявляют в Минсельхозе: доля тракторов со сроком эксплуатации свыше 10 лет - 60,3%, зерноуборочных комбайнов – 45,4%, кормоуборочных - 42,9%.
"В 2015 г. на рынке новой техники российские модели (производство по полному циклу) составляли по тракторам – 1 тыс. 848 единиц, зерноуборочным комбайнам – 3 тыс. 751 и кормоуборочным комбайнам – 507 единиц. При отсутствии предложений со стороны российских производителей техники сельскохозяйственные товаропроизводители для обновления устаревшего парка вынуждены приобретать импортную сельскохозяйственную технику или произведенную в стране, но с низким уровнем локализации производства", - сказано в отчете министерства.
И чтобы ускорить обновление, чиновники предложили создать более благоприятные условия для... иностранных сельхозмашиностроителей: "Для увеличения темпов обновления парка техники в 2016 г. следует рассмотреть вопрос о развитии производства иностранных брендов на территории России с высокой степенью локализации".
Даже в 90-е годы российские предприятия выпускали 214 тыс. тракторов в год, сейчас вместе с импортными едва набирается 6 тыс. машин. И все потому, что иностранные компании имеют больше лоббистских возможностей, отмечает бывший министр сельскохозяйственного машиностроения СССР Александр Ежевский.
"У нас есть современные предприятия, которые могут выпускать конкурентную технику. "Ростсельмаш" использует свои возможности на 40%, завод способен выпускать до 10 тыс. комбайнов в год, причем, это машины очень высокого уровня, не хуже иностранных. Но сейчас с конвейера сходит 4 тыс. машин. Комбайн "Акрос" "Ростсельмаша" стоит 10 млн руб., аналогичный комбайн немецкой "КЛААС" – 20 млн руб. Но мы все равно протаскиваем на рынок такую иностранную технику. Зачем, если можно увеличить производство своей? Все потому, что существуют откаты и интересанты таких процессов", - поделился с Накануне.RU своим мнением экс-министр.
Иностранные компании получают господдержку. Но только в том случае, если обеспечен достаточный уровень локализации. В российской ассоциации производителей сельхозтехники приветствуют развитие рынка с помощью добросовестных зарубежных производителей, которые полностью переносят производство в страну. Президент "Росагромаша" Константин Бабкин считает, что в конкуренции с ними на равных условиях нет ничего плохого. Но Правительство стремится сделать условия работы для иностранцев более привлекательными.
"Есть и компании, которые десятилетиями остаются на "отверточной стадии" – ведут в России только сборку. Но сейчас появились элементы разумной госполитики в области сельхозмашиностроения, субсидии по постановлению №1432 дают глубоко локализованным производствам. Однако иностранцы начали претендовать на заключение специнвестконтрактов, по которым им предоставляется ряд льгот. Правила для иностранных инвесторов не должны отличаться, нужно стимулировать перенос технологий, а не импорт. Но подходы некоторых чиновников Минсельхоза состоят в том, чтобы в первую очередь поддерживать иностранные компании и создавать им льготы. Это не просто ошибочный, а крайне вредный подход. Неравные условия и повышенное внимание к инвесторам, у которых лобби круче и парфюм дороже, демотивирует всех остальных инвесторов. Это дает сигнал, что нужно не вкладывать в модернизацию, а укреплять свои связи с чиновниками. Может, для чиновников это хорошо, но для страны – плохо", – рассказал Накануне.RU Константин Бабкин.
Минсельхоз намерен ввести еще одно новшество в господдержке, которое может сыграть на руку иностранным машиностроителям. Субсидии промышленникам распределяются без оценки эффективности техники, чтобы не ставить процесс перевооружения под угрозу, министерство разработало механизм "определения функциональных характеристик" машин. Проще говоря, чем продвинутее трактор в технологическом плане, тем большую часть его стоимости субсидирует государство. Если дорогие иностранные комбайны протоптали тропу к потребителю даже при наличии отечественных аналогов, то сколько дополнительных денег смогут получить технологичные образцы, которые российские заводы не выпускают?
Ни в коем случае не нужно поддерживать, даже косвенно, производство импортной техники, все усилия должны быть брошены на поддержку отечественных предприятий, уверен Ежевский:
"Мы говорим об импортозамещении, но на деле получается, что мы поддерживаем импортных сельхозмашиностроителей в то время, когда в развитии нуждаются отечественные мощности. Настоящая локализация есть в нескольких иностранных компаниях, у остальных – одна болтовня. Пусть они работают, но своими силами. А нам нужно заниматься собственным рынком: продолжать субсидировать покупку техники, решить проблемы в финансовом секторе и защищать отечественную продукцию".
Для того, чтобы остановить выбытие техники и перейти к увеличению парка, сельхозорганизациям необходимо ежегодно приобретать по 20 тыс. тракторов, 8 тыс. зерно- и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов, приводит данные Минсельхоз. Но даже после увеличения субсидий в 2015 г. аграрии не смогли выйти на нужные темпы: по сравнению с 2014 г. число закупленных машин снизилось. Крестьянам не хватает средств.