Россия по итогам прошлого года заняла первое место в торговом обороте Республики Таджикистан (РТ) с долей в 25,6%, несмотря на экспансию со стороны Китая, РФ остается одним из основных инвесторов в экономику среднеазиатской страны. Торгово-экономическая интеграция в рамках Евразийского союза еще не состоялась, но представители российского бизнеса считают региональные рынки РТ перспективными и готовы пробираться на них даже сквозь таможенные пункты. Как показала международная торговая ярмарка "Сугд", таджикские деловые круги проявляют взаимный интерес – именно на долю российских компаний пришлась большая часть меморандумов о сотрудничестве, передает корреспондент Накануне.RU.
Международная ярмарка, традиционно прошедшая в Худжанде Согдийской области, на этот раз собрала более 200 участников. Заметно увеличилась российская делегация - приехал ритейл, крупные промышленники и руководители Российско-Таджикского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ.
Интерес торговых сетей объясним – Таджикистан предлагает замену турецким овощам и фруктам, ежедневно в Россию отправляется порядка 20 т продукции. Местные товары привлекли внимание торговых сетей: поставки из Таджикистана несколько лет осуществляет "Магнит", на рынок заходит "Верный", разведку боем провела сибирская сеть "Холидей".
"Нужны доверенные лица и крупные производители. У нас есть рынок, с которого овощами и фруктами снабжается вся Сибирь и Дальний Восток. Приезжают фуры из Казахстана, Узбекистана и без таможни фермеры продают свой товар. Но есть подозрение, что скоро рынок закроется и мы перейдем на оптовое снабжение. У сети "Холидей" есть распределительный центр, поэтому мы способны стать крупным оптовым игроком. Для этого нужны правильные контракты, объемная внешнеэкономическая деятельность. От Таджикистана требуются специалисты, которые смогут работать с документами на русском и английском языках, соблюдать стандарты качества", - рассказала представитель торговой сети Ольга Слободская.
С торговыми сетями работать гораздо сложнее, нежели поставлять продукцию на рынок. Таджикский бизнес необходимо обучать калибровке продукции и ведению документооборота, констатирует вице-президент международной ассоциации "Великий шелковый путь. Торговля Азия – Европа" Наталья Филиппович. У предпринимателей РТ нет опыта работы во внешнеэкономической деятельности.
"Пока Турция главенствовала на российском рынке, Таджикистан не нарабатывал опыт сотрудничества с иностранными партнерами. Поскольку он не входит в единый Таможенный союз, на одну машину приходится заполнять до 60 страниц документов. Мы с удовольствием поможем, подскажем, но постоянно заниматься этим у нас возможности нет, предприниматели должны учиться самостоятельности", - отмечает она.
Как показал опыт работы "Магнита" со временем бизнес в Таджикистане привыкает к стандартам, следующий шаг – создание мощностей для хранения и переработки овощей и фруктов. Здесь свою помощь готовы предложить промышленники - российские компании заходят на центральноазиатский рынок с сушильными шкафами для фруктов и холодильными камерами.
Далеко не все возможности экономического сотрудничества России и Таджикистана завязаны на абрикосах и помидорах. На ярмарку приехали машиностроительные компании – строители троллейбусов "Тролза" и группа ГАЗ. Обе заинтересованы в поставках пассажирского транспорта. Сборочное производство троллейбусов работает в Душанбе, локализация небольшая – 30%, однако, по мере роста портфеля заказов она будет расти. Для столицы Таджикистана собрано 45 троллейбусов, подготовлены предложения о развитии троллейбусного сообщения в Кулябе и Курган-Тюбе, на финальной стадии находится проект и для Худжанда, рассказал гендиректор "Тролзы" Сергей Ключарев. Сейчас по бывшему Ленинабаду курсируют только ГАЗели, от прочего пассажирского транспорта власти отказались, но инфраструктура – контактные сети – находится в хорошем состоянии и может быть восстановлена.
"В Таджикистане должен развиваться троллейбусный парк, потому что здесь есть гидроресурсы и строятся электростанции, а вот нефти и газа практически нет. Чтобы сделать городские перевозки экономически выгодными, необходимы троллейбусы", - отметил Ключарев.
Представители группы ГАЗ заявили о намерениях составить конкуренцию пассажирским "Мерседесам", популярным в Таджикистане. Преимущество россиян не только в низкой стоимости машин, автомобилестроители готовы инвестировать в модернизацию цехов "Худжанд-Зила" – бывшего Чкаловского автобусного завода. На этой базе ГАЗ может открыть станции технического обслуживания и вести сервисное сопровождение ГАЗелей.
Душанбе строит Рогунскую ГЭС, которую в 2005 г. начинал возводить "Русал". После расторжения соглашения с российской компанией Таджикистан привлекал экспертов Всемирного банка и намеревался сдать гидроэлектростанцию в 2012 г., но у сторон возникли разногласия по проекту. От ГЭС Таджикистан не отказывается и намерен достроить её своими силами. Поставщиками оборудования для ГЭС станут российские компании, в том числе Чебоксарский электроаппаратный завод, электрическая аппаратура которого установлена на борту ледокола "Арктика".
"Опыт поставок в Таджикистан у нас уже есть, мы в партнерских отношениях с крупнейшими предприятиями электроэнергетического кластера. Сейчас изготавливаем оборудование для строящейся Рогунской ГЭС, часть уже отгружена. В этом регионе наш основной конкурент – Китай. КНР берет ценой, более удобной логистикой, тем, что готова работать без аванса. Но мы вернулись из Душанбе, где китайцы работают несколько лет, и нам рассказали, что их продукция вызывает нарекания. Наши машины качественнее", - рассказал руководитель департамента продаж ЧЕАЗ Александр Марков.
Завод рассчитывает принять участие в электрификации новых городов Согдийской области, которые строятся в степи.
Импорт российских товаров в Таджикистан увеличивается, но экспорт неуклонно падает. Среди причин – более низкие тарифы на железнодорожные перевозки для стран-членов ЕАЭС и расширение географии поставок в РФ. Местные производители на выставку и инвестфорум приехали с целью заключить прямые контракты с иностранными покупателями, ведь им есть что предложить. Таджикские брюки и джинсы бренда "Carrera" импортируются Европу, компания "Сатн" имеет производство полного цикла, одежду шьют на итальянском оборудовании. Но россияне не заинтересовались продукцией. "В Европе наши джинсы стоят максимум $10, а покупателям из России не понравились наши цены. Хотели взять подешевле, наклеить свои лейблы, но мы так не работаем", - сетует представитель "Сатн".
Экспортоориентированные производства открываются на площадке особой экономической зоны "Сугд" – аналог российский ОЭЗ с льготными условиями налогообложения. В СЭЗ зарегистрировано 24 резидента, из которых приступили к работе 13 компаний. Львиная доля – совместные предприятия Таджикистана с Китаем, Турцией, Кипром, Польшей.
"В основном, наши субъекты производят строительные материалы, лакокрасочные изделия, алюминиевый и пластиковый профиль, трубы различного диаметра. В прошлом году зарегистрировали три компании: "Роял Корпорэйшн" начинает сборку и частичное производство компьютеров, вторая компания планирует впервые в Таджикистане выпускать обои, третий резидент – технический колледж, который уже принял 200 студентов для обучения специальностям, необходимым в СЭЗ", - рассказал начальник отдела по международному сотрудничеству и привлечению инвестиций СЭЗ "Сугд" Мирзоманон Мирзоолимов. На экспорт идет 15-20% продукции, за пять лет оборот компаний вырос с 10 млн сомони до 53,7 млн.
Найти друг друга в регионах российским и таджикским бизнесменам помогают торгово-промышленные палаты. Деловой совет, созданный по решению межправкомиссии, должен повысить степень государственности в решении проблем экономической интеграции.