ОЭЗ "Титановая долина" не входит в десятку российских особых экономических зон, которые могут быть закрыты. По оценке Минэкономразвития России "Титановая долина" — условно-эффективная ОЭЗ. Между тем, критики считают проект свердловской особой экономической зоны неэффективным, другое дело - "Титановая долина-2". Подробности - в материале Накануне.RU.
Напомним, сегодня стало известно, что президент России Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегию работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ - до разработки единых подходов к их созданию. Работа десяти зон будет прекращена. Поручение должно быть исполнено до 30 июня.
"ОЭЗ "Титановая долина" не входит в число десяти российских ОЭЗ, которые могут быть закрыты. Большинство из них — зоны туристско-рекреационного типа. По оценке Минэкономразвития РФ, "Титановая долина" — условно-эффективная ОЭЗ. "Условно", потому мы пока не запущены в эксплуатацию. Но в этом году мы планируем закончить строительство основных объектов инфраструктуры, чтобы полностью подготовить территорию площадью почти 300 га к промышленному производству", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU генеральный директор ОЭЗ "Титановая долина" Артемий Кызласов.
Генеральный директор ОЭЗ "Титановая долина" Артемий Кызласов
По его словам, "Титановая долина" не вошла в список нарушителей в апрельском отчете Счетной палаты РФ, на основании которого президент дал поручение по оптимизации управления и создания ОЭЗ.
"В этом документе один из главных критериев эффективности — количество созданных рабочих мест. По итогам 2015 года ОЭЗ "Титановая долина" выполнила показатель эффективности функционирования "количество рабочих мест" на 102,5% от плана - 82 рабочих места", - пояснил Кызласов, при этом, признавшись, что основная претензия контролирующих органов к "Титановой долине" по итогам зимне-весенних проверок — это несоблюдение графика ввода построенных объектов инфраструктуры в эксплуатацию.
"В настоящее время управляющая компания ОЭЗ устраняет эти несоответствия: в начале июне мы закончили испытания систем водоснабжения и канализации на площадке", - подчеркнул гендиректор ОЭЗ.
"Что касается частичной передачи полномочий по управлению от федерации к региону, то эта общая практика, применяемая ко всем российским ОЭЗ. В апреле у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака прошло совещание, на котором было решено спустить часть тактических полномочий в субъекты РФ. Решение стратегических вопросов остается за Минэкономразвития РФ. Такое перераспределение оптимизирует управление зонами, ускоряет принятие решений. Например, после нововведения экспертные советы, на которых рассматриваются и принимаются проекты потенциальных резидентов, будут проводиться в регионе. То есть у инвестора появляется возможность оперативно защитить свой проект и получить статус резидента. Сейчас же экспертные советы проводятся примерно раз в квартал", - рассказал Артемий Кызласов.
Между тем, по мнению наблюдателей, ситуация с "Титановой долиной" не такая радужная и основная проблема свердловской ОЭЗ в том, что изначально неправильно была определена ее концепция.
"Вопросы к ней появились сразу, с самого начала, с первого дня ее создания. На мой взгляд, неправильно была выбрана концепция создания этой особой экономической зоны. "Якорным резидентом" ОЭЗ должна была быть "ВСМПО-Ависма", все, что связано с титановой продукцией, а основным реализатором этой продукции должна была быть корпорация Boeing. Когда все это начиналось, я неоднократно задавал вопрос: в случае ухудшения внешнеэкономических и политических вещей не получится ли так, что мы будем вкладывать деньги, а потом на высшем уровне будет запрещено Boeing иметь экономические связи с нашими титановыми предприятиями. Меня пытались убедить, что это никогда и ни за что не произойдет, что все нормально, но, в конце концов, Boeing так и не приземлился на "Титановой долине", - считает один из основных критиков проекта, депутат Законодательного собрания Свердловской области Андрей Альшевских.
Депутат ЗакСО Андрей Альшевских
Как отметил парламентарий, целесообразней было бы реализовывать этот проект в непосредственной близости от "ВСМПО-Ависма": "Если бы что-то не получилось, это было бы не так затратно для бюджета, как федерального, так и регионального".
"Деньги, закопанные в "Титановую долину" - это деньги, выброшенные на ветер. Чем раньше мы бы похоронили этот проект, тем меньше денег бы потратили", - отметил Альшевских, при этом, добавив, что совсем другое дело проект "Титановая долина-2", которая должна появиться на месте аэропорта Уктус в непосредственной близости от Екатеринбурга.
"Это перспективно экономически и будет хорошо развиваться. Там есть как минимум два фактора, влияющих на эффективность: близость к Екатеринбургу, что снизит затраты, а также конкретные резиденты - "Титановая долина-2" будет формироваться под УГМК, а эта компания дорожит своим именем и репутацией, понятно, что они сделают все, чтобы проект развивался", - поделился мнением Андрей Альшевских.
Титановая долина — строящаяся особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Свердловской области. Приоритетные отраслевые направления ОЭЗ: аэрокосмическая отрасль, изделия из титана, машиностроение любых отраслей (производство средств производства, производство компонентов), строительные материалы.
Особая экономическая зона находится в черте города Верхняя Салда, расстояние до Нижнего Тагила 40 км, до Екатеринбурга — 180 километров. Выбор названия связан с расположенным рядом крупнейшим в мире производителем полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения — Корпорации "ВСМПО-АВИСМА".
Стройка на объекте ведется четвертый год, проект не раз подвергался серьезной критике из-за медленной реализации.