Реформа ОСАГО, предполагающая замену денежных выплат натуральным возмещением, призвана снизить убытки страховых компаний, связанные с работой "недобросовестных" автоюристов. С рынка действительно могут уйти часть мелких контор, которые зарабатывают на скупке права требования долга и представительстве в судах, но крупные игроки видят в проекте возможности для развития бизнеса. При этом убытки страховых компаний, вопреки ожиданиям, могут вырасти в разы - связано это с тем, что суды со страховыми компаниями превратятся в "битву экспертов" - ведь темой споров становится не размер компенсации, а качество ремонта, передает корреспондент Накануне.RU.
Второе чтение проект может пройти уже на следующей неделе, комитет спешно готовит поправки. После принятия закона получить денежную компенсацию по полису ОСАГО сможет небольшая часть автомобилистов: те, чья машина не подлежит восстановлению, получившие тяжелые повреждения при ДТП - случаи конкретизируются. Остальные могут рассчитывать только на ремонт, с организацией которого, учитывая число ДТП, скорее всего, возникнут проблемы: эксперты говорят об очередях в сервисах.
Несмотря на то, что звено автоюристов пытаются исключить из цепочки, в компаниях царит спокойствие. Если закон вступит в силу, то работы у автоюристов станет даже больше, вместе с тем увеличится стоимость услуг, так как потребуется квалифицированные эксперты для оценки качества ремонта. Председатель центрального координационного совета сторонников Комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук рассказал Накануне.RU, что натуральное возмещение для страховых компаний может обернуться более крупными убытками. Сервисы, работающие по ОСАГО, зачастую используют некачественные материалы и не соблюдают технологии, потребитель этого не видит, но при экспертизе недостатки вскроются и страховая компания должна будет оплачивать устранение недостатков.
"В 90% автосервисов, которые ремонтируют машины по ОСАГО, нет покрасочной камеры, то есть машину красят в том же месте, где кто-то рядом стучит молотком, пыль оседает на краске. Невозможно за ту стоимость, которую платят страховые компании, хорошо отремонтировать авто. Владелец может привлечь автоэксперта для оценки ремонта, выплаты за устранение недостатков могут в два раза превышать сумму ремонта, плюс стоимость экспертизы - это 20-30 тыс. руб. Нужен квалифицированный эксперт, автосервис, где будет производиться разборка, дорогостоящее оборудование", - говорит Форманчук. Увеличится и оплата за представительство в суде, так как процессы станут более сложными. Кроме того, не исключено, что страховым компаниям придется оплачивать собственникам моральный вред: нередко под видом замены деталей в сервисе делают ремонт, что равнозначно обману собственника.
В экспертной компании "Автоюрист" тоже не видят рисков для прекращения работы. "Мы придерживаемся мнения, что наши услуги потребуются для оценки качества ремонта", - рассказали Накануне.RU в компании. Вместе с тем у крупных игроков остаются и другие виды работ: суды по установлению виновного в ДТП, споры с ГИБДД.
Существуют юридические компании, которые занимаются исключительно защитой прав профессиональных страховых мошенников, как раз они разоряют страховые компании, объясняет руководитель Центра помощи автомобилистам Сергей Кузин. На этом рынке ничего не изменится, уверен он.
"На обсуждении в Госдуме зампред Центрального банка озвучил один из пунктов, который будет принят: натурального возмещения не будет, если лимит ответственности страховой компании будет превышен. То есть если автомобиль поврежден на сумму более 400 тыс. руб., то страховая компания будет платить деньги. Абсолютно все мошенники начнут рисовать повреждения на 400 тыс. руб., что не составит сложности. Системы безопасности любой иномарки, стоимостью дороже 800 тыс. руб., превышают сумму в 400 тыс. руб. Соответственно, мошенники продолжат работать, а проблемы появятся только для обычных автомобилистов", - рассказал Накануне.RU руководитель юридической компании.
По словам Кузина, положения закона идут вразрез с Гражданским кодексом РФ, так как поправки ограничивают право собственности автомобилиста на его транспортное средство.
"Потерпевший получил ущерб, и он имеет право сделать со своим автомобилем все, что пожелает. Например, получив страховую выплату, продать его и купить другой автомобиль. Это право собственности, которого гарантировано Конституцией. Лобби страховых компаний сейчас хотят ограничить право собственности автомобилиста, заставив его делать со своим имуществом определенные вещи", - объясняет Кузин.
Эта коллизия может стать причиной отмены закона в Верховном суде. Другое основание - дискриминация автовладельцев - физических лиц. Согласно проекту, для юрлиц остается возможность выбора между ремонтом и выплатой, в то время как собственникам навязывают натуральное возмещение.
Госдума торопится принять законопроект, но участники обсуждения пытаются доказать, что реформа обернется против системы. Проблемы с доступностью ОСАГО решены не будут, выгодоприобретателями станут исключительно директора страховых компаний.
"Я могу точно сказать, что через год выплаты страховых компаний увеличатся, вероятнее всего, не на проценты, а в разы. Перевод на натуральное возмещение сделан с одной простой целью: когда все деньги проходят через сервис, откаты брать проще. Сейчас по КАСКО любой сервис откатывает от 15 до 25% выплаты обратно в страховую компанию, само собой, неофициально. Таким образом директора определенного уровня смогут получать откаты и по ОСАГО. Это единственная объективная причина, по которой лоббируется введение натурального возмещения", - считает эксперт.