Новости
Журналистов прикармливают перед выборами? В федеральном бюджете увеличены расходы на СМИ
Экономика | Центральный ФО | В России

Программа "Информационное общество", финансирование которой в соответствии с федеральным законом о бюджете 2017-2019 гг. должно было уменьшиться, в проекте казны на следующие три года получила больше денег. В выборный 2018-й год на программу, из средств которой финансируются СМИ, направят 125 млрд руб. Ассигнования непосредственно для журналистов выросли почти на 10 млрд руб. - до 82,6 млрд руб.

После того, как траты на СМИ из бюджетов всех уровней (но главным образом - почему-то региональных) стали широко обсуждаться с подачи президентского "Общероссийского народного фронта", расходы федерального бюджета на эти статьи сократились и должны были уменьшаться в прогнозном периоде. Однако выборный год, а также подготовка к ЧМ, судя по проекту госказны, внесли свои коррективы. Программа значительно "потяжелела" - до 125,1 млрд руб. против стартовых 109,9 млрд руб. в 2017 г. Бюджетные ассигнования по статье "Средства массовой информации" в 2018 г. составят 82,4 млрд руб., а в 2019-2020 гг. резко снизятся до 67,5 и 67,6 млрд руб. В 2017 г. на СМИ было заложено 73,4 млрд руб., сумму Минфин впоследствии увеличивал.

Львиная доля средств традиционно достается телерадиокомпаниям. "Национальный спортивный телеканал" (Матч-ТВ) в 2018 г. впервые получает отдельный трансферт, 790,5 млн руб. до "Матча" доведут по статье "подготовка и проведение особо значимых международных спортивных мероприятий". Речь идет о расходах на трансляцию XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в Красноярске. В 2019 г. телеканал получит еще 197,6 млн руб.

Почти 2,5 млрд руб. субсидий в трехлетний период предназначены "Останкино", бюджет тратит деньги на капремонт и техническое перевооружение телевизионного центра.

"Общественное телевидение" претендует на более чем двукратное увеличение финансирования: если в 2018 г. канал получит свои традиционные 1,5 млрд руб., то в 2019 г. сумма увеличивается до 3 млрд руб., 2,8 млрд руб.заложены на 2020 г.

Финансирование ВГТРК в течение года может неоднократно пересматриваться в сторону увеличения, 2018-й год холдинг начнет с отметки в 19,9 млрд руб. с увеличением трансферта в следующие два года до 21,4 млрд руб. Еще 2,3 млрд руб. ВГТРК получит на переход в цифровое вещание, столько же по новой статье расходов - "на организацию тестового вещания региональных версий телерадиоканалов" в первом мультиплексе.

Судя по проекту, подорожали услуги "РТРС". На оплату трансляции программ ведущих телеканалов ("Первый канал", НТВ, ТРК "Петербург", "ТВ Центр", "Матч-ТВ") в малонаселенных пунктах бюджет в 2018 г. выделяет уже почти 9 млрд руб. против 8,5 млрд руб. годом ранее. Отдельная субсидия РТРС составила 800 млн руб.

Дмитрий Киселев|Фото: Россия 1

По статье "участие России в международном информационном обмене" средства получает "Russia today", сумма на 2018 г. в сравнении с предыдущим годом увеличилась на 2 млрд руб. до 19,2 млрд руб. Рост отмечен только в следующем году, бюджет на 2019-2020 г. - 17,7 млрд руб. Отметим, что RT может потребоваться меньше денег - канал рассматривает возможность прекращения вещания в Штатах из-за давления властей.

МИА "Россия сегодня" в будущем году получит 6,8 млрд руб. (6 млрд руб. в 2017-м), в дальнейшем сумма незначительно снизится. Для ИТАР-ТАСС ассигнования увеличены на 470 млн руб. для "организации мероприятий по освещению государственной политики и общественной жизни" агентство получит 1,9 млрд руб.

Наряду с ростом финансирования федеральных телеканалов, увеличились расходы по статье "поддержка печатных средств массовой информации" до 3,2 млрд руб. в 2018 г. с ростом до 3,8 млрд руб. В прошлой версии бюджета траты были меньше на 1 млрд.

Рост расходов с грядущими выборами президента связывает заместитель председателя комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

"Федеральные СМИ будут работать на кандидата от правящей партии, если он пойдет от партии. Потребуется большое количество разных форумов, телемостов, журналистов, которые будут все это готовить и снимать. И рост расходов на СМИ - часть бюджета президентской кампании, а в реальности - одного-единственного кандидата. Я согласен с теми, кто критикует выделение средств федеральным СМИ. Я считаю, что СМИ, за исключением, может быть, одного федерального телеканала, который вещает на всей территории страны, должны работать на принципах самоокупаемости. Субсидирование пора прекратить и перевести каналы на рекламную модель, это реально", - рассказал Накануне.RU депутат.

В процентном соотношении расходы на СМИ в федеральном бюджете все так же составляют 0,5%, в 2019-2020 г. они уменьшатся до 0,4%. Рост информрасходов на одну седьмую часть руководитель Уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин называет несущественным для выборного года.

"Помимо выборов президента, в 2018 г. в России пройдет Чемпионат мира по футболу. Думаю, что эти два мероприятия должны были увеличить бюджет. Связь между расходами на СМИ и тоном выступлений журналистов, безусловно, существует, но корреляция не автоматическая и не безусловная", - отметил он в беседе с Накануне.RU.

Заметим, в росписи указаны и расходы на СМИ отдельных ведомств. Самые значительные - у Министерства обороны, для него предусмотрены 2,3 млрд руб. (из них 2 млрд руб. - на финансирование телеканала "Звезда"). Далее следуют Совфед (309,8 млн руб.) и Госдума (438,4 млн руб.). Расходы на СМИ со стороны управления делами президента - 96,4 млн руб., МИДа - 65,2 млн руб., Минкавказа - 80 млн руб.

"Нижняя палата" заложила средства на прессу на фоне общего роста расходов на свое содержание - в 2018 г. депутаты "володинской" Госдумы будут стоить 10,9 млрд руб., а к 2020 г. - уже 12,5 млрд руб. В текущем году парламент обошелся бюджету в 9,2 млрд руб. Информационные статьи расходов - одна из причин новых трат. Из проекта бюджета следует, что депутаты намерены организовать собственный телеканал - "Парламентское телевидение". На его работу требуется 344 млн руб. в 2018 г., 216 и 22 млн руб. в 2019-2020 гг. Уже работающая "Парламентская газета" стоит 9,5 млн руб.

Решение о создании своего телеканала увязано и с будущим госдумским электоральным циклом, и со следующей президентской кампанией, которая, по ощущениям, начнется раньше, чем в 2024 г., говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

володин вячеслав(2010)|Фото: Фото: Накануне.RU

"Инициатива укладывается в концепцию нового спикера Госдумы Вячеслава Володина по превращению Госдумы в самостоятельный центр власти, который будет контролироваться исключительно им самим. Мы уже видим, что он в течение года выстроил жесткую вертикаль, теперь он занялся инструментами влияния, которые будут действовать вовне. Думский телеканал, по замыслу руководства Госдумы, таким инструментом должен стать, потому что существующее парламентское телевидение и газета - органы и Госдумы и Совфеда, а Володину нужен собственный информресурс".

Организацию парламентского телевидения в Госдуме поддержали не только представители "ЕР", но и оппозиция. По словам депутатов, расходы не такие большие.

"У ЛДПР есть свое телевидение, мы предложили Госдуме использовать ЛДПР-ТВ для донесения всей информации, но, к сожалению, нас правящая партия не поддержала. Хоть 300 млн руб. - не такие большие деньги, расходовать их стоит эффективно. Мы поддержали инициативу, потому что ГД должна иметь свое телевидение, но в перспективе оно должно коммерциализироваться и оплачивать свою работу за счет рекламы", - рассказал Свинцов.

Депутаты рассмотрят бюджет в первом чтении 27 октября. Напомним, согласно проекту, дефицит в 2018 г. составит 1,27 трлн руб. (в 2019 г. - 819,1 млрд руб., в 2020 г. - 870 млрд руб.). Доходы в следующем году будут на уровне 15,25 трлн руб., расходы - 16,52 трлн руб.