Правительство России опубликовало план приватизации на 2017-2019 гг., согласно которому в указанный период будут проданы акции 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, а также доли участия в 100 обществах с ограниченной ответственностью и свыше 1 тыс. объектов другого имущества.
Изучив список намеченных к продаже активов, размещенный на сайте Правительства РФ, можно однозначно сделать вывод: более или менее интересных активов для крупных покупателей в Челябинской области пока не предлагается. То ли это связано с тем, что лакомых кусков госсобственности, привлекательных для крупных и системных инвесторов, не осталось после проведенной в 90-е и "нулевые" годы приватизации, то ли их берегут для лучших времен.
Следует напомнить, что в середине 90-х годов Челябинская область по распродаже государственных пакетов акций предприятий стабильно находилась в "передовиках" в России, а курировавшие эти процессы вице-губернатор Виктор Христенко и главный областной "приватизатор" Владимир Головлев считались доверенными людьми Анатолия Чубайса, которых он зачастую ставил в пример другим региональным чиновникам. Христенко, как известно, с поста областного руководителя среднего уровня сделал потом головокружительную карьеру в федеральном правительстве, Головлев также перебрался в Москву в качестве депутата Госдумы, отработав два срока, пока не погиб от пули киллера.
Все крупнейшие южноуральские производственные флагманы и их имущество были еще в 90-е годы переданы в частные руки и судьба их сложилась по-разному. "Челябинский металлургический комбинат" отошел в "Группу "Мечел" Игоря Зюзина, "Челябинский трубопрокатный завод" остался под контролем челябинца Андрея Комарова и его партнеров, "Челябинский цинковый завод" после ряда перепродаж ушел УГМК, лидер на рынке российских ферросплавов и также первенец пятилеток "Челябинский электрометаллургический комбинат" имеет собственниками Александра Аристова и Юрия Антипова. Остатки "раздербаненного" еще в начале приватизации "Челябинского тракторного завода" ныне числятся на балансе "Уральского вагоностроительного завода" и в самом Челябинске представляют, конечно, жалкое зрелище. Недавно, например, пресс-служба предприятия сообщила, что конвейер производства вернулся на то место… где якобы располагался в годы войны. Как говорится, без комментариев. Перечислять проданное, подаренное, приватизированное можно еще долго.
Насколько известно, крупнейшая сделка в сфере черной металлургии на Южном Урале была закрыта еще в 2004 году, когда уже фактический хозяин ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" Виктор Рашников докупил в результате сложнейшей борьбы остававшийся госпакет акций предприятия. Провернуть эту операцию ему якобы помог земляк и на тот момент вице-премьер российского Правительства Христенко.
Но вернемся к "списку Медведева" на Южном Урале. Выставляется, например, на продажу 100% пакет сельскохозяйственного производителя "Старт" в Полетаево, и нет сомнений, что главным активом выступает не собственно производитель, об успехах которого ничего доселе не было известно, а принадлежащая ему земля (которая, в будущем, скорее всего, будет переведена из категории земель сельхозназначения и станет весьма и весьма привлекательна для девелоперов, по крайней мере, окрестности поселка Полетаево в последние десятилетия активнейшим образом застраивались и частными образом, и в виде различных поселков коттеджного строительства). Еще предлагаются к продаже акции "Южно-Уральского треста транспортного строительства", и основной ценностью предприятия, видимо, выступает недвижимость, а возможно, небольшие подрядные коллективы и оставшиеся технологии.
100% пакет акций ФГУП "Магнитогорское авиапредприятие", видимо, будет интересен либо менеджменту, либо (возможно) какой-либо федеральной структуре. Между прочим, Магнитогорский аэропорт и его работа были признаны лучшими на профессиональном конкурсе в 2014 году, однако, данных о работе предприятия за 2015 и 2016 год нет. Как и нет сомнений, что дела шли не так хорошо. Как объяснил нам один менеджеров аэропорта Челябинск, "покупка Магнитогорского авиаузла может быть привлекательна только в долгой перспективе – рынок перевозок мал, выручка и в лучшие годы была небольшой, инфраструктура этого "международника" требует серьезных вложений, так что быстро вложить и "отбить" средства точно не получится. Скорее возможен вариант перехода магнитогорцев под какую-нибудь полу- или окологосударственную структуру", - пояснил собеседник.
На продажу выставляется 100% акций местного Дома печати (как и в Екатеринбурге, Тюмени и других городах), основной ценностью которого является не слишком старая типография, а также недвижимость в центре города. Актив, опять же, не сказать, чтобы слишком привлекателен – скорее покупателя заинтересует территория под Домом печати. Включая первоклассно оборудованное (по советским меркам) бомбоубежище, где планировали переждать ядерный удар "отцы города и области" в 70-80-е. Впрочем, в каком бомбоубежище сейчас состоянии – тайна. Государство также избавится от нескольких помещений, магазинов, разбросанных по территории всей Челябинской области, от Челябинского радиоузла и нескольких земельных участков.
В общем-то, это и все, что нашлось в "закромах Родины" для новой волны приватизации, объявленной Дмитрием Медведевым в целях наполнения бюджета. Заподозрить федеральное Правительство в нежелании распродавать прибыльные и ценные активы никак не получается, а потому, можно сделать вывод, что, скорее всего, ничего сверхпривлекательного уже и нет в южноуральском перечне.
Самым интересным предложением мог бы являться 25% госпакет акций "Челябинского механического завода" (ЧМЗ), крепкого машиностроительного предприятия с давней историей, которое имеет развитую сеть дилерских центров как на территории Урала, так и в российских регионах. По некоторым данным, предприятие сегодня контролирует генеральный директор Петр Вагин и его бизнес-партнер Алексей Перескоков, Вагину завод "перешел" от отца, который долгое время возглавлял предприятие. По данным проекта "100 самых богатых челябинцев", семья Вагиных также имеет доли в предприятиях оптовой торговли, ремонта и сервиса, владеет недвижимостью. Безусловно, именно для молодого и амбициозного Петра Вагина, ставшего, кстати, в конце 2015 года президентом объединения "ЧЕЛПРОМ", покупка госпакета ЧМЗ имела бы смысл. Только в ушедшем году предприятие выпустило на рынок сразу несколько новых моделей автокранов грузоподъемностью в 32, 40 и 50 т, успешно "идет" и прочая техника из линейки завода. В ближайших планах Вагина и партнеров – удержание доли на российском рынке спецтехники в 22% (собственная оценка предприятия), лидерство в производстве и продаже автокранов самого массового сегмента до 25 т.
Несмотря на практически полную непубличность, генеральный директор ЧМЗ Петр Вагин счел возможным ответить на несколько вопросов Накануне.RU.
"На сегодняшний день государство является одним из акционеров ОАО ЧМЗ. Комментировать решение Правительства РФ о планах по приватизации акций ЧМЗ не считаю целесообразным. Могу лишь сказать, что информация об этом мне известна из открытых общедоступных источников. Желание любого из акционеров предприятия о продаже/покупке акций предприятия – личное дело каждого", - прокомментировал гендиректор ситуацию, отказавшись по существу говорить о планах участия в покупке госпакета. Очевидно, что на данном этапе контроль за успешно действующим бизнесом в машиностроительной сфере (заметим, ЧМЗ – один из немногих переживших все кризисы предприятий в данной отрасли) семье Вагиных и партнеров обеспечен, а дальше загадывать трудно.
В настоящее время ни в одном из документов Правительства не значится даже ориентировочно цена 25-процентного пакета ЧМЗ. Но если этот актив действительно стабильно работающий, то государству от него избавляться глупо - как мы уже неоднократно писали, "распродажа" имущества не оказывает бюджету серьезной помощи, скорее, наоборот ведет потерям - к утрате "командных высот" в экономике, тогда как гораздо полезнее были бы другие меры. Косвенным подтверждением тут служит состояние экономики Южного Урала, индекс промышленного производства в котором в 2016 году по отношению к 2015 составил 96,3%, несмотря на известный постулат 90-х о том, что "частник эффективнее государственного управленца" (кстати, почему-то именно упоминавшиеся ныне частные ММК и ЧТПЗ в последнюю волну кризиса получили от регионального правительства 8 млрд руб. госгарантий для поддержания на плаву).