Регионы не поддержали проект Правительства о ликвидации "двойного членства" представителей коренных народов в общинах. Инициативу кабмин внес еще осенью прошлого года, поправки запрещают членам одной общины одновременно являться учредителем другой, это должно предотвратить получение двойной господдержки, считают в кабмине.
Ранее проект не нашел поддержки в Общественной палате: на "нулевых чтениях" представители субъектов, где проживают КМН, отметили, что государство по закону не может регулировать деятельность общин, а проблемы распределения квот должны решать субъекты. Накануне проект обсудили члены комитетов Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и по делам национальностей, сообщили Накануне.RU в пресс-службе нижней палаты парламента. Глава комитета по региональной политике Николай Харитонов рассказал, что комитет получил отзывы из регионов, большинство которых против принятия закона.
По словам Харитонова, необходимо заняться развитием экономической базы традиционного жизнеобеспечения КМН, на повестке вопросы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом: "Единственный путь сохранить коренные народы – дать им приоритеты в их собственном развитии, связанные с их традиционным образом жизни, а где надо, то государство должно помочь, оказать поддержку, но не мешать".
Статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Павел Семенов обратил внимание на двойное членство в общинах, что влияет на квоты по рыболовству и охоте, увеличивает доплаты, это затрудняет эффективное распределение и воспроизводство объектов животного мира. По его мнению, законопроект по ряду причин не поддержан рядом субъектов Федерации еще и из-за того, что нет возможности проверить тех, кто получает двойные выплаты.
Представитель Счетной палаты, в свою очередь, обратила внимание на то, что ни у профильных ведомств, ни у самих общин нет показателей эффективности использования бюджетных средств на поддержку КМН. По словам аудитора Татьяны Блиновой, ежегодно коренные народы получают 120-130 млн руб. Разброс использования субсидий, по её словам, велик "от покупки "Урала", до поддержки национальных музеев и традиционных промыслов". При этом квота на вылов рыбы у аборигенов не так высока – всего 2-3% от общих объемов.
Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов заявил, что проблема с обеспечением коренных малочисленных народов не нова. Он считает, что "доступ к водным биологическим ресурсам и квота никого не устраивает, - ни органы власти, ни сами народы, - устраивает только тех, кто в ситуации неопределенности законодательства пользуется преимуществом". В качестве примера чиновник привел деятельность трех общин "Калкан", "Кумрач" и "Кубекум" на Камчатке, учредителями которых являются одни и те же лица, и они же получают тройную квоту.
"А кто-то из-за заявительного характера на получение квот и помощи не может её получить. Надо наводить порядок. Помощь должна осуществляться адресно. Должен вестись реестр таких граждан, как это велось и было в Советском Союзе", - сказал он. По его словам, зачастую большинство заявок превышают имеющийся биоресурс, который можно изъять.
Представитель Правительства просил депутатов "услышать озабоченность", а регионы предупредил, если объем заявок будет превышать ресурс, в ведомстве вынуждены будут отказывать всем. Эту позицию поддержал Николай Харитонов, он считает, что вылов и охоту можно позволить только живущим в непосредственной близости людям, а не перекупщикам.
Но представители коренных народов выступили против, председатель Госсовбрания Сахи Александр Жирков считает, что квоты нужно предоставлять всем гражданам – представителям всех общин, живущим на местах и занимающихся традиционным промыслом и не живущим на этих территориях, но являющихся членами родовых общин. Нельзя разрешать вступать в общины представителям других этнических общностей, уверен представитель региона.
"Этот законопроект нельзя принимать, и такие "спонтаннные" законопроекты не должны даже выноситься на публичное обсуждение", - сказал он. По его словам, нужен реестр общин, если он будет правильно и грамотно вестись, тогда этот вопрос отпадет.
Член президентского Совета по межнациональным отношениям, член Общественной палаты Гульвайра Куценко также выступила с критикой правительственного законопроекта, заявив, что "никто не барствует, они выживают, объединяясь в общины". Она считает, что "проблема сама по себе носит комплексный и системный характер, а законопроект ведет к техническому сокращению общин". По её мнению, нужно формировать не реестр коренных малочисленных народов, а реестр самих хозяйствующих субъектов, ведущих традиционные виды хозяйствования. В свою очередь председатель комитета по развитию АПК заксобрания Ямала Марат Абдрахманов предложил законодательно определить порядок подтверждения принадлежности к коренной национальности.
Депутат Госдумы от ЯНАО Григорий Ледков предложил использовать опыт указания национальности по аналогии советским паспортом, на отдельной странице или вкладыше. Его позицию поддержал депутат Алексей Веллер, порекомендовавший представителям Правительства только после принятия закона о реестре "проработать" систему поддержки коренным малочисленным народам, предотвращая дублирование.
Депутат Татьяна Гоголева заявила, что считает преступлением замалчивание проблем коренных малочисленных народов. Важно, что "перспектива обозначена" и принятые 15 лет назад рамочные законы должны совершенствоваться. По её убеждению, необходимо принять Кодекс по малочисленным народам, который урегулирует все сферы их жизнедеятельности. Первым шагом, по мнению Гоголевой, может стать закрепление закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов.
Участники "круглого стола" также отмечали обостряющиеся проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Говорили о назревшей необходимости реформирования и адаптации механизмов государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих задач. По результатам обсуждения Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока все предложения и замечания по законопроекту аккумулирует до 23 марта, затем будут подготовлены и приняты соответствующие рекомендации.