В Екатеринбурге в центре фотографии "Март" открылась выставка "История городского пруда". На ней были представлены фотографии акватории за полтора века - из любительских архивов, которые приносили жители столицы Урала, а также профессиональные снимки. По мнению организаторов экспозиции, обсуждение идеи строительства храма святой Екатерины в этом месте несомненно привлекло внимание к водоему, и люди стали интересоваться его историей, в этом плане появление такой выставки неслучайно. Что касается идеи строительства "храма-на-воде", как его прозвали екатеринбуржцы, то, по мнению кураторов выставки, "городской пруд - это памятник", и его необходимо сохранить, передает корреспондент Накануне.RU.
О том, как возникла идея организовать выставку об истории городского пруда, рассказала куратор Людмила Старостова.
"Когда у нас в городе идентифицировался интерес к городскому пруду, я листала домашний альбом и случайно увидела фото, сделанное отцом на берегу пруда. Я увидела, насколько красив наш пруд, и подумала, что наверняка жители Екатеринбурга фотографировали наш пруд, себя, красивое место, которое за историю города обросло новыми строениями, где наслаивались мысли. Я обратилась в центр фотографии "Март" и получила поддержку", - рассказала она.
По ее словам, экспозиция условно состоит из двух частей: фотографии из архивов, которые приносили сами жители Екатеринбурга, и профессиональные снимки.
Как уточнил куратор центра фотографии "Март", историк Артем Беркович, выставка охватывает временной период в полтора века. Самые ранние снимки, представленные на выставке, - работы Вениамина Метенкова, датируемые 80-ми годами 19 века. Кроме того, в экспозиции представлено много послевоенных фотографий. Есть и снимки, датируемые 2000-ми годами, например, Сергея Фоминых, который "повторил ракурс Метенкова".
"Городской пруд - это памятник технической мысли, и должен охраняться как памятник. Не все это понимают. Он несет историю нашего города", - отметил Беркович, открывая выставку.
Как рассказал Артем Беркович корреспонденту Накануне.RU, выставка готовилась порядка трех месяцев, в это время собирались экспонаты. Снимки из семейных архивов прислали порядка 50 человек, однако немногие из них попали в экспозицию.
"Фотографическая культура в Советском Союзе не была высокой. Так получилось, что если мы посмотрим авторов, чьи работы попали на выставку, то их совсем немного. Это связано с тем, что это сегодня овладеть техникой фотографии легко - достал телефон, нажал на кнопку, камера все делает сама. То, чем снимал советский фотолюбитель, это все-таки камеры, которые требовали определенных навыков: нужно было иметь экспонометр, уметь загружать пленку, готовить химию, проявлять, уметь печатать, иметь увеличитель дома, и делать это на достойном уровне. Это все было доступно, но добиться результата в действительности было очень непросто", - пояснил куратор центра фотографии "Март".
Он отметил, что с этой точки зрения интересны работы фотолюбителя Владимира Крупника, датируемые 70-ми годами 20 века.
"Он фотографировал себя, свою собаку, семью, просто гулял на набережной, нам эти фотографии показались наиболее интересными и сюжетными с технической точки зрения", - рассказал Артем Беркович.
Еще одна интересная работа - это снимок екатеринбуржца-фотолюбителя, датируемый 60-ми годами 20 века.
"Он раскрашивал фотографии. Тогда не была доступна цветная фотография, а когда это делает фотолюбитель в 60-е годы, то фотографии сразу выделяются. Это сочетание наивности и уникальности взгляда. Он тогда только женился в Свердловске, и портрет на фоне городского пруда называется «Молодожены»", - рассказал Беркович.
Не обошлось и без обсуждения спорной идеи строительства в акватории городского пруда храма святой Екатерины. Как пояснил Накануне.RU Артем Беркович, в какой-то степени это привлекло внимание к пруду: "Современные медиа строятся по законам детектива, соответственно, им интересно событие, преимущественно криминальное, иначе оно не будет интересно читателям, слушателям - создают бесконечный сериал под названием "Наша жизнь", который весь переполнен конфликтами, напряжением, враждой, войной. Эта некая скандальная ситуация вокруг пруда привлекает к нему внимание. Сам по себе пруд оказывается в фокусе общественного интереса, и это хорошо. Люди начинают интересоваться прудом, его историей, а так бы не интересовались".
Сам историк, к слову, выступает против любого строительства в акватории пруда. "Наш пруд - искусственного происхождения. Это памятник, созданный человеком, памятник технической мысли 18 века. Он ровесник Екатеринбурга, и идея строить плотину, рядом с которой появляется пруд, - наша, отечественная. В Европе таких объектов нет, они там не нужны - там тепло, и [там] строили отводные каналы от рек, а уже от них ставили заводы, а у нас холодно и потому ставили плотины и водные резервуары. Это не уникальность Екатеринбурга, но уникальность России. Люди чаще всего думают о памятнике истории, как о рукописи, картине, вещи или здании, но в данном случае пруд является памятником истории. Я противник любого вмешательства в акватории пруда. Не имеет значения, о каких постройках идет речь, храм или филармония. Я - противник любых островов на территории пруда. Остров - это не заводской пруд, это парковый пруд. У нас есть пруд в парке Расторгуева и Харитонова, это парковый пруд, там в центре есть остров, это естественно, но этого не бывает на заводских прудах. Акватория пруда, с точки зрения науки, является охраняемой зоной, и ее надо сохранять. Эта позиция может быть услышана или нет, но нормальный ученый и историк к пруду подходит именно таким образом", - прокомментировал он идею строительства "храма-на-воде".
Посетители экспозиции в гостевой книге центра также высказывали свое отрицательное отношение к строительству чего бы то ни было в акватории.
Выставка продлится до мая. В планах кураторов - включить "Историю городского пруда" в программу "Ночи музеев" в Екатеринбурге.