Новости
Эксперт: Российско-иранский кулак - серьёзная угроза американским интересам в зоне Персидского залива
Политика | В России

Президент Ирана Хасан Роухани прибыл в Москву с официальным визитом. Отношения с этой страной важны не только сами по себе, но и в контексте влияния России на ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке в целом.

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин в беседе с Накануне.RU отметил, что между Москвой и Тегераном союз уже состоялся как таковой. "Иран является нашим ответственным и последовательным партнёром, и это серьёзно раздражает и Штаты, и Европу. Они прекрасно понимают, что такой кулак на Ближнем Востоке - это серьёзная угроза их интересам в районе Персидского залива. Поэтому такой визит закономерен и, я думаю, он даст серьёзные результаты и в экономическом, и в политическом, и в геополитическом планах", - считает он.

И Москва, и Тегеран являются наиболее последовательными сторонниками законного правительства Башара Асада в гражданской войне в Сирии. Например, базирование российских бомбардировщиков в Хамадане стало первым случаем появления иностранной боевой авиации в Иране после Второй мировой войны. Как сообщало Накануне.RU, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф вчера заявил, что российские войска, "в зависимости от конкретного случая", смогут действовать с территории Ирана.

С точки зрения двусторонних отношений, есть намерение развить товарооборот до 10 млрд долларов в год и расчёты между двумя государствами. Помимо оборонных контрактов, наши страны могут сотрудничать в таких отраслях, как инфраструктурное строительство, гражданская авиация, атомная энергетика, добыча углеводородов, сельское хозяйство и многих других.

С другой стороны, двусторонние связи постоянно подвергаются неожиданным ударам – то Кремль приостановит процесс продажи ЗРК С-300, то Иран начинает закупать европейские самолёты вместо российских. Внезапный срыв визита в Тегеран Дмитрия Рогозина, неожиданное разрешение и скорый отзыв российских самолётов с авиабазы в Хамадане – список существенных недомолвок можно продолжать.

Важным проектом между нами является также транспортный коридор через Иран и Азербайджан, через который Россия может получить доступ по железной дороге к Индийскому океану. Помимо строительства инфраструктуры, необходимой для удовлетворения собственных потребностей трёх стран, этот транспортный путь, протяжённостью в 7200 км, может стать конкурентом для Суэцкого канала. Так, время доставки грузов из индийского порта Мумбаи до Санкт-Петербурга сократится с примерно 40 дней до двух недель. Таким образом, в перспективе этот проект может значительно изменить схему транспортных потоков в Евразии в целом.

Однако, как считает Владимир Анохин, данный проект пока, скорее, намерение, чем реальность, во всяком случае, в ближайшей перспективе. Китай намного больше продвинулся в направлении транспортной логистики, но он очень ревностно относится к своим интересам, и любая попытка создать нечто иное, что конкурирует с ним, вызывает у него серьёзнейшее раздражение.

второй Суэцкий канал, торговый путь из Индии в Санкт-Петербург|Фото:

 

Павел Мартынов