Вновь стали появляться сообщения о том, что сотрудники Сбербанка обзванивают клиентов и просят рассказать о том, кому они переводили деньги. По словам держателей карт банка, если в платеже указано назначение, задаются вопросы о "ведении коммерческой деятельности".
Такая информация впервые появилась в конце прошлого года в соцсетях. В постах указывалось, что Сбербанк якобы блокирует карту, если ее владелец получил средства за коммерческую деятельность.
"Сбербанк не осуществляет обзвон клиентов для проверки операций по денежным переводам. В условиях роста случаев кибермошенничества, для обеспечения безопасности денежных средств клиентов в Сбербанке введена система фрод-мониторинга. Система позволяет отслеживать и блокировать сомнительные операции. Банк может приостановить транзакцию, если она не является типовой для клиента. В этой ситуации, сотрудники банка свяжутся с клиентом для подтверждения транзакции. Блокировка карты выполняется только в том случае, если клиент не подтверждает операцию", - прокомментировали в пресс-центре Уральского банка Сбербанка России
В сообщениях пользователей говорилось следующее: "Сейчас идут проверки в Сбербанке о приеме денег за коммерческую деятельность на карты. Причем звонят не тому, кому приходят оплаты, а тем, кто вам переводит. Если кто-то скажет, что деньги перевел за услугу, даже за обучение, тогда вашу карту блокируют и карту того, кто переводил тоже".
Тогда Сбербанк отреагировал на данную информацию и опроверг ее. "Будьте бдительны: в социальных сетях распространяется информация о том, что Сбербанк массово обзванивает клиентов для проверки операций по денежным переводам и блокирует карты. Эта информация ложная! Если вам позвонили и сообщили о блокировке карты, знайте - это делают мошенники", - заявлял Сбербанк в официальном сообществе ВКонтакте.
Также кредитное учреждение отмечало, что карта может быть заблокирована только в том случае, если требуется голосовое подтверждение операции и клиент сам обращается в контактный центр, но дает некорректную информацию - например, неверно называет свою фамилию, кодовое слово, паспортные данные и прочее.
Однако, как стало известно Накануне.RU от клиентов банка, обзвоны действительно идут в последнее время. в Сбербанке, однако, это отрицают. "Сбербанк не осуществляет обзвон клиентов для проверки операций по денежным переводам, - сказали Накануне.RU в пресс-центре Уральского банка Сбербанка России. - В условиях роста случаев кибермошенничества, для обеспечения безопасности денежных средств клиентов в Сбербанке введена система фрод-мониторинга. Система позволяет отслеживать и блокировать сомнительные операции. Банк может приостановить транзакцию, если она не является типовой для клиента. В этой ситуации, сотрудники банка свяжутся с клиентом для подтверждения транзакции. Блокировка карты выполняется только в том случае, если клиент не подтверждает операцию".
Действительно, заблокировать карту из-за подобного перевода банк не имеет права, подтвердил в комментарии Накануне.RU независимый экономический эксперт Антон Шабанов. "Но он имеет право заблокировать транзакцию, которая была осуществлена недолжным способом, и он имеет право также сообщить в Росфинмониторинг о том, что кто-то ведет незаконную коммерческую деятельность. Но именно заблокировать карту из-за этого, остатки денежных средств на счете, - разумеется, нет", - пояснил эксперт.
А вот интересоваться, на основании чего клиент перечисляет деньги и не является ли это коммерческой деятельностью, по словам Шабанова, банки имеют право.
Коммерческая деятельность подразумевает наличие договорных отношений и более сложных налогообложений, отмечает он. Поэтому банки обязаны отслеживать коммерческие отношения, которые связаны с физическими лицами. Также эксперт напомнил о законе о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, а также о противодействии терроризму.
"То, что сейчас Сбербанк, возможно, обзванивает клиентов, говорит о том, что ведется более активная работа в этом направлении", - считает Антон Шабанов. Но, по мнению эксперта, в этих случаях банки интересуют крупные суммы, "это вряд ли касается двух-трех тысяч рублей".
Напомним, ранее у клиентов Сбербанка появились вопросы к кредитному учреждению по поводу смены статуса дебетовых карт в онлайн-банке. Пользователи соцсетей заявили, что банк массово поменял статус дебетовых карт в мобильном банке с "дебетовая" на "овердрафтная". В пресс-службе Сбербанка тогда пояснили, что это необходимо "для корректной работы приложения с платежами и переводами". Условий обслуживания дебетовых карт без уведомления клиентов не менялись.