Отмена льгот на ввоз пальмового масла не защищает россиян от некачественной продукции. Опасна не "пальма" сама по себе, а опасные канцерогены, которые содержатся в дешевом масле, поступающем на российский рынок. Речь идет не просто о некачественных продуктах и бытовой химии, а о реальной угрозе для здоровья детей и взрослых. Примеси, которые официально признаны ядом, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала возможным источником рака, передает корреспондент Накануне.RU.
При неправильной термической обработке в растительных маслах и жирах появляются глицидиловые эфиры. Глицидол - канцероген, вред которого доказали мировые ученые. Его исследования проводили и советские специалисты, в 1983 г. название канцерогена появилось в учебниках по онкологии, как одного из возможных причин возникновения рака. Ядом его признает и ВОЗ: институт рака организации экспериментальным путем установил, что 37% случаев возникновения болезни связано с глицидолом.
На российском рынке яд встречается в составе пальмового масла, преимущественно - технического, которое используют для производства бытовой химии. Однако независимые исследования показали превышение содержания глицидола и в пищевых продуктах с содержанием "пальмы": масле, твороге, сыре.
Глицидол обладает рядом отрицательных свойств, во всемирной квалификации он относится к особо опасным веществам второго А класса – это сильный яд. Опасен он при поступлении как через дыхательные пути, так и через кожу. Те, кто говорит, что из пальмового технического масла можно делать хорошие крем и мыло, пусть все же задумаются. Опасные вещества могут всасываться через кожу", - рассказал на пресс-конференции, посвященной проблеме, первый заместитель директора Научно-образовательного центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Еделев.
Канцероген накапливается в щитовидной железе, рассказал ученый, отметив всплеск онкологических заболеваний щитовидки в России, поражает печень, кровь и кроветворыне органы, делает мужчин стерильными. При этом распознать глицидол в продукте с тем же пальмовым маслом невозможно: у вещества нет цвета и запаха, он отлично растворяется. Концентрацию канцерогена можно определить лишь в лаборатории.
Такие пробы провел журналист Аркадий Мамонтов в процессе подготовки авторского расследования. Пальмовое масло, которое закупают российские производители в Азии, он привез в европейскую лабораторию. Установленные в ЕС максимальные нормы опасного яда были превышены в 9,8 раз. У проблемы подоплека исключительно экономическая. "Пальму" можно купить в виде сырья и провести обработку уже в стране, в соответствии с техническими регламентами. Для этого нужны мощности и соответствующие вложения. Можно купить уже переработанную в странах Азии продукцию, это дешевле, но несоблюдение технологий, в том числе, при транспортировке масла, приводит к образованию канцерогенов. Производители знают об этом, считает журналист, но продолжают наживаться на здоровье россиян не без помощи чиновников. Мамонтов привел многочисленные отписки от Минздрава и Роспотребнадзора, в которых чиновники заявляют об отсутствии проблемы.
"В 90-е годы в правительство тогдашних реформаторов пришли люди и сказали: "мы сделаем так, что все будут сыты, только разрешите нам беспошлинно поставлять сюда пальмовое масло". Спросили, не вредно это - нет, не вредно. После началась вакханалия пальмового масла, только за последний год в Россию ввезено больше миллиона тонн", - сказал Мамонтов.
Некачественное пальмовое масло поставляется, в том числе, на молочные заводы, с которыми заключают контракты на поставку питания детские сады, школы, больницы. На торгах такие предприятия побеждают, потому что предлагают более дешевый продукт.
"В странах Евросоюза регулируют содержание глицидиловых эфиров в детском питании. Один из самых опасных продуктов с глицидолом, который есть на прилавках наших магазинов, – глазированные творожные сырки. По сути там нет творога, а лишь смесь пальмового масла и сахара. С одной стороны это метаболическая бомба, с другой – вещества, которые способны вызвать серьезные изменения в детском организме", - отметил помощник руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Алексей Алексеенко.
Социальные учреждения должны быть подключены к системе государственного мониторинга продукции, заявил руководитель комитета Объединения потребителей России Александр Бражко. Иначе создается серьезная угроза здоровью детей.
"Не может быть так, чтобы школа закупала псевдосливочное масло по цене 200 руб. за кг. При этом директор школы в школьной столовой не ест, а главврач не питается вместе с пациентами, потому что знает, из чего готовится еда. Одновременно нужно запрашивать у поставщиков масла сертификаты, подтверждающие отсутствие глицидиловых эфиров в продуктах", - считает Бражко.
Более радикальные меры предлагают ввести в Госдуме. Депутат Евгений Федоров предложил в рамках регламентов Евразийской экономической комиссии ввести в России временные санитарные меры, полностью запрещающие ввоз пальмового масла с глицидиловыми эфирами. Аналогичные запреты для порядка 20 наименований продукции вводила Белоруссия.
"Производство этой особо опасной продукции провоцирует рак, способный изменить генетический код нации. С этого года в России опять падает численность населения на 50 тыс. человек. Необходимо срочно пересмотреть отношение к вопросу безопасности пищевой продукции", - сказал Федоров.
Экспертное сообщество при поддержке депутатов намерено направить в Правительство соответствующее обращение с требованием ввести санзапрет.