Китай на фоне отказа от "гонки вооружений" с США и планирующегося сокращения сухопутных войск на 300 тыс. человек продолжает, тем не менее, реформировать вооружённые силы, и структура этих реформ ясно показывает приоритеты внешнеполитической и экономической стратегии КНР. Гонконгская South China Morning Post сообщает, что Пекин намерен более чем вчетверо (с нынешних 20 до почти 100 тыс. человек) увеличить численность корпуса морской пехоты. Эксперты и источники издания в военном ведомстве сообщают, что пополнение может быть размещено на базах в пакистанском порту Гвадар и в Джибути на Африканском роге у входа в Баб-эль-Мандебский пролив. В Минобороны КНР сообщают, что рост морской пехоты будет осуществляться за счёт перехода в неё бригад специального назначения из состава сухопутных войск. Таким образом, примерно на 15% вырастет численность китайского ВМФ.
Кроме того, бывший политический комиссар флота Лю Сяоцзян сообщил изданию, что морская пехота начнёт играть более важную роль в составе вооружённых сил в целом. До этого небольшая численность морской пехоты была ограничена кругом стоящих перед ней задач – в основном в случае конфликта на Тайване, или в акватории Южно- и Восточно-китайского морей. Однако для решения проблем, связанных с фактическим выходом КНР в Индийский океан, численность корпуса морской пехоты представляется недостаточной.
Одной из целей создания базы в Джибути заявляется борьба с пиратством, так что определённый контингент силовиков там неизбежно потребуется. Что касается порта Гвадар, то и он находится в нестабильном Пакистане, где весьма вероятна угроза террористических атак против китайских объектов. Можно вспомнить, что весной 2015 г. силы специального назначения ВМС КНР уже провели успешную операцию по спасению иностранных граждан из охваченного войной Йемена, теперь же, судя по всему, этот опыт предстоит совершенствовать и развивать.
В данном начинании несложно заметить и продолжение курса на развитие флота. В частности, постройка четырёх авианосцев к 2025 г. должна дать Китаю превосходство над Индией. Кроме того, среди приоритетов развития оборонного ведомства значится и совершенствование военной логистики. Таким образом, при сокращении численности НОАК, должна серьёзно возрасти её способность к проецированию военной силы. Сейчас китайские миротворцы участвуют в операции в Южном Судане, а в Сирию в прошлом году направлен небольшой контингент военных советников, таким образом Пекин непрерывно продолжает развивать те составляющие вооружённых сил, которые смогут действовать в его интересах вдали от родных рубежей.