Пилоты разбившегося над Пермью "Боинга" сознательно направили самолет в безлюдное место Политика
| В России
Катастрофа авиалайнера Боинг-737 произошла в Перми в ночь на воскресенье. Самолет выполнял рейс из Москвы, на его борту было 82 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли. Что стало причиной трагедии? Правоохранительные органы рассматривают более 10 версий. Пока ясно только одно: самолет загорелся еще в воздухе.
Боинг-737, выполнявший рейс 821 Москва-Пермь авиакомпании "Аэрофлот-Норд", оторвался от земли в 01.12, хотя по расписанию самолет должен был взлететь ровно в час ночи. Но даже 12-минутная задержка не позволила пяти пассажирам, которые ранее купили билеты, но опоздали на регистрацию, попасть на борт. Служащие аэропорта лишь развели руками, и опоздавшие, среди которых было двое детей, отправились на Ярославский вокзал. До Перми им предстояло добираться поездом. Тогда они еще не знали, что в эту ночь родились второй раз.
На борт Боинга-737 поднялись 82 пассажира. Кроме них на борту находились шесть членов экипажа - 2 пилота и 4 бортпроводницы. Среди них был и генерал Геннадий Трошев, герой чеченской войны, Герой России.
Через два часа после взлета, в 3.11, "Боинг" рухнул в Перми - прямо в черте города (в 200 метрах от жилых домов) на железнодорожное полотно. Шансов спастись не было ни у кого - самолет распался на мелкие части, а людей разорвало на куски.
- Останки таковы, что опознать никого не удастся, - сказал "Известиям" руководитель Главного управления МЧС по Пермскому краю Олег Попов. - Идентифицировать останки можно будет только по ДНК.
Место падения самолета сначала озадачило многих. К тому, что в Перми самолеты заходят на посадку прямо над городскими кварталами, все уже привыкли. Но над этим районом самолеты никогда не летали. Уже позже стало понятно, что "Боинг" не смог сесть с первого раза и ушел на второй круг. При этом в какой-то момент с ним была потеряна связь, и потому на земле так и не поняли, что же произошло.
В Перми падение самолета видели многие. И очевидцы утверждают: самолет горел, а может быть, даже взорвался еще в воздухе.
- Мне показалось, что самолет пролетел прямо над моим домом, - рассказал "Известиям" Максим, который живет на Тбилисской улице. - И я точно могу сказать, что он взорвался прямо в воздухе. Уже через 10 минут я был на месте происшествия. Туда уже много народу сбежалось. Мы думали, что сможем помочь. Но помогать было некому.
- Было свечение, - говорит Григорий, который живет на улице Вавилова. - Облачность низкая, и при этом свечение оранжевое. Потом вспышка яркого цвета. И взрыв над домами. То есть самолет взорвался еще в воздухе.
- Я прошел по двум третям периметра всей зоны катастрофы, - рассказал в радиоэфире еще один очевидец, который сразу же приехал на место крушения, - по моим ощущениям, нет никакой воронки от взрыва, нет никаких следов наземного взрыва. Так что ощущение такое, что самолет взорвался над поверхностью земли или в непосредственной близости от нее. Его обломки довольно далеко разбросало. Например, шасси самолета находилось примерно метрах в ста от точки, которую условно считают эпицентром.
В работе на месте аварии было задействовано 938 сотрудников всех краевых силовых структур и 89 единиц техники. В 6.50 пожар был ликвидирован, место крушения оцеплено. Для сбора обломков было задействовано 200 поисковиков (сборные силы представителей силовых структур). Около 7 утра были обнаружены оба - речевой и параметрический - бортовых самописца. Они оказались деформированы, но не обгорели. Уже в воскресенье устройства были переправлены в Москву, где началась их расшифровка.
Железнодорожное полотно, на которое рухнул лайнер, - часть Транссибирской магистрали. Пришлось срочно организовывать движение в обход поврежденного участка.
"Сила удара была такова, что оказались искореженными рельсы, их выбросило метров на 50, разрушены опоры ЛЭП", - сказал губернатор Пермского края Олег Чиркунов.
С самого утра в Перми родственники погибших собирались в Доме культуры недалеко от аэропорта. В Москве же родные приехали в "Шереметьево". Сотрудники аэропорта "Шереметьево" в одной из комнат служебного помещения в зале прилета организовали штаб.
Родственники шестерых погибших москвичей пожелали лететь дневным рейсом в Пермь. В то же время несколько пассажиров, купивших билеты на этот рейс, отказались лететь и сдали билеты. Руководство "Шереметьево" отнеслось к этому с пониманием и выделило им машину до Ярославского вокзала. Вылет второй партии родственников погибших запланирован на час ночи понедельника.
А между тем дирекция аэропорта собрала пресс-конференцию. Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов был очень мрачен. Он сразу заявил, что сегодня же расторгает договор о сотрудничестве с компанией "Аэрофлот-Норд".
- Такое решение мы приняли после того, как провели собственное расследование, - сказал Окулов. - С завтрашнего дня они все свои рейсы будут выполнять под собственным флагом. Репутационно мы слишком дорого заплатили за предоставление нашего "флага".
Кроме того, как заявил Валерий Окулов, рейс был застрахован на $600 миллионов. Теперь родственники каждого погибшего получат по 2 млн рублей компенсации.
Почему же упал самолет? По словам уральского транспортного прокурора Павла Кукушкина, следствие рассматривает около 10 версий произошедшего - от человеческого фактора до технической неисправности. Впрочем, на вопрос журналистов, рассматривается ли версия о теракте, прокурор не ответил. Между тем в воскресенье звучали предположения о том, что крушение самолета связано с нахождением на его борту генерала Трошева. Так боевики могли отомстить герою чеченской войны. Однако если на борту произошел взрыв, то почему перед этим самолет ушел на второй круг? А если он был захвачен, то почему экипаж не передал информацию об этом на землю?
По мнению специалистов, последовательность событий указывает на то, что экипаж все-таки столкнулся с неисправностью, с которой не смог справиться. Такой вывод можно сделать хотя бы из слов Валерия Окулова. Ведь если бы имел место теракт, "Аэрофлот" вряд ли отказался бы от сотрудничества с пострадавшей компанией.
По мнению "Известий" пилота гражданской авиации и кандидата технических наук Владимира Герасимова, всё говорит об отказе левого двигателя.
- Борт должен был заходить на посадку с курсом 213 градусов, - сказал нам Владимир Герасимов. - Но когда он сделал 4-й разворот (то есть вышел на финишную прямую), то его угол был 170 градусов. То есть он отклонялся влево. Диспетчер заметил это и запросил экипаж, все ли в порядке. В ответ командир очень быстро буркнул: в порядке. Диспетчер распорядился скорректировать курс, но самолету сделать это не удалось. Тогда диспетчер приказал идти на повторный заход. Во время выполнения этого захода самолет рухнул. По всей видимости, произошел отказ левого двигателя, поэтому самолет уводило влево. Чтобы выполнить его, экипажу пришлось убрать шасси и закрылки. Когда делаешь это, самолет просаживается. Пилоты попытались это компенсировать. Насколько я знаю, даже набрали высоту. Но на одном двигателе не вытянули. Я подчеркиваю, это только версия.
По словам Владимира Герасимова, левый двигатель мог загореться, и именно это пламя в воздухе видели жители Перми. А то, что связи не было, тоже вполне объяснимо.
- В кабине была экстремальная ситуация, - говорит Владимир Герасимов. - Пилоты пытались спасти самолет, и им было просто не до общения с диспетчером. Я думаю, расшифровка бортового самописца покажет, что в этот момент происходило.
По словам Герасимова, пожар в двигателе мог привести и к взрыву. Но в этом случае взорвалось бы только одно крыло - в нем находятся топливные баки. Возможно, именно этот взрыв и видели пермяки. А страшные повреждения и самолета, и останков погибших, по мнению Герасимова, все-таки результат удара о землю на большой скорости.
По некоторым данным, летчики упавшего "Боинга" не выполняли указаний диспетчера.
Экипаж "Боинга-737" при заходе на посадку вел себя неадекватно. Об этом сообщил диспетчер пермского аэропорта, который координировал все действия пилотов.
По его словам, экипаж подтвердил, что начинает снижение, но при этом самолет стал набирать высоту. На вопрос, все ли в порядке, они ответили утвердительно, но их слова, по мнению диспетчера, звучали раздраженно.
К этому времени Боинг поднялся слишком высоко, чтобы совершить посадку, поэтому диспетчер отправил его на второй круг.
Затем самолет перестал выходит на связь и начал резко терять высоту. Когда до земли оставалось 600 метров, диспетчер услышал крик, после чего самолет разбился. Как сообщают информагентства, пилоты сознательно направили самолет в безлюдное место. В противном случае, Боинг упал бы прямо на жилые дома.