В Екатеринбурге состоялось очередное судебное заседание по делу вице-президента фонда "Город без наркотиков" Евгения Маленкина: сегодня суд опрашивал свидетелей, в качестве которых выступили бывшие реабилитантки "ГБН", а сам подсудимый просил прощения, фактически признав использованные фондом методы противозаконными. Опрос свидетелей продолжится завтра, однако уже сегодня наблюдатели отмечают - в свете последних событий не исключено, что идейный вдохновитель фонда, друг и соратник Маленкина и мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман мог быть в курсе всего, что творилось в "ГБН", а на извинения вице-президента фонда толкнуло осознание, что на скамье подсудимых в итоге оказался именно он.
Как сообщили Накануне.RU в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга, следующее заседание состоится уже завтра в 10.30 утра в здании Свердловского областного суда.
Отметим, что сегодня выступающие перед судом свидетели рассказали об условиях содержания и "лечения" в фонде. Все они отмечали, что реабилитационный центр больше похож на "тюрьму": реабилитантов держали в ужасных условиях, плохо кормили, запрещали общаться с родственниками, никуда не выпускали, жестоко наказывали и унижали.
Кроме того, по словам свидетельниц, "лечение" никак не повлияло на их выздоровление. Девушки сошлись во мнении, что никаких результатов оно не принесло: ни положительных, ни отрицательных. Большинство из них продолжили употреблять наркотики и после того, как центр "ГБН" в Сарапулке был "распущен". Сам же Маленкин в ходе заседания несколько раз извинился перед экс-реабилитантками, а также матерью одной из бывших "пациенток" фонда.
"Я хотел бы попросить прощения за такую ситуацию. Ваша дочь достаточно резко высказывается в адрес фонда и меня лично. Преследуя благие цели, методы, возможно, были не совсем законны", - заявил Маленкин матери Кристины Леонтьевой (именно эта девушка рассказала про методы "наркоборцов" в эфире программы Антона Караулова, - прим. Накануне.RU).
"Я вижу, вас переполняют эмоции, вы все это переживаете. Я прошу у вас прощения. На тот момент я думал, что действую в благих целях", - заявил вице-президент "ГБН" другой реабилитантке.
Подобными признаниями Маленкин фактически признал свою вину в инкриминируемых ему деяниях. При этом, примечательно, что если уже сам Маленкин "дает заднюю", то его друг и соратник, идейный вдохновитель фонда, а ныне мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман не мог не знать о делах, творящихся в Сарапулке. При этом, в отличие от истории с другим своим товарищем - депутатом гордумы Олегом Киневым, в этом случае Ройзман "друга не сдал". Вполне вероятно, что "сдавать" уже было поздно: в случае, если делу уже дали ход, подобные признания не актуальны.
Как сообщил Накануне.RU источник в правоохранительных органах, знакомый с ситуацией и пожелавший остаться неназванным, по закону Ройзман, безусловно, должен был сообщить в полицию, однако если бы это произошло уже с опозданием, то речь идет не о добровольном признании, а вынужденном, а это уже совсем другая история.
Между тем, депутаты гордумы в информированности Ройзмана о делах фонда не сомневаются, а то, что Маленкин начал просить прощения и "сдавать назад", считают вполне закономерным - его "друг" бросил его, а на скамье подсудимых находится именно Маленкин, а не Ройзман.
"Однозначно он об этом знал, просто в отличие от Ройзмана на скамье подсудимых сейчас сидит Маленкин. Именно это его и сподвигло и на признание тех незаконных методов, которыми они действовали, и на извинения перед пострадавшими", - отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU депутат Екатеринбургской городской думы Олег Хабибуллин.
Народный избранник также отметил, что не исключено, что в самое ближайшее время против фонда появится еще одно уголовное дело.
"У меня есть информация о том, что методы фонда "Город без наркотиков" были действительно незаконными. Есть свидетель, который работал в фонде. Я с ним встречался две недели назад, и он мне обрисовал схему работы "ГБН": они караулили у мест, где продаются наркотики, "клиентов", захватывали их, по сути, незаконно, увозили в специально снятые для этого квартиры, где ставили им ультиматум - либо деньги, либо их сдают в полицию", - рассказал парламентарий.
По его словам, ценник отступных варьировался между 200 и 500 тыс. руб. с человека. В день они получали несколько миллионов рублей.
"То, что сейчас Маленкин признает, картина складывается: действительно были незаконные задержания, действительно выколачивали деньги, выколачивали признания. Видимо, Маленкин сейчас понимает, что Ройзман его по сути бросил, и он сам остался наедине с законом. Надо признавать те ошибки, которые были сделаны, и, возможно, правоохранительная система тоже это оценит и отметит более щадящим наказанием", - подытожил Хабибуллин.
Самого Ройзмана, обычно посещающего суды своих товарищей, сегодня на заседании не было.
Напомним, с учетом всех инкриминируемых Маленкину статей УК, срок вице-президенту "ГБН" светит немаленький, а в том, что приговор будет обвинительный, сегодня уже мало кто сомневается. Судят его также за эпизод с подбросом наркотиков. По версии следствия, Поминов, являясь на тот момент сотрудником милиции, получил информацию о возможном сбыте наркотика. После этого он, Рамазанов и Черенцов незаконно проникли в дом к подозреваемым в данном преступлении. Поминов провел обыск без составления процессуальных документов, в ходе которого он и его сообщники похитили имущество проживавших там граждан, а их самих доставили в отделение милиции. Затем, по версии следствия, к отделению прибыл Маленкин, который передал Рамазанову героин. Рамазанов поместил наркотики в одежду потерпевших, после чего Ческидов, который также являлся сотрудником органов внутренних дел и видел, что наркотики подброшены, незаконно оформил их изъятие и составил рапорт с внесением в него заведомо ложных сведений.