Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области проводит ежесуточный мониторинг пассажиропотока на направлении "Челябинск – Верхний Уфалей", где с 1 февраля отменяются пригородные поезда, и готово, в случае необходимости, организовать дополнительные автобусные рейсы. По подсчетам железнодорожников, ущерб от отменяемых поездов в 2015 году мог бы составить более 100 млн руб., тогда как непокрытые убытки 2014 года в 80 млн руб. еще не выплачены.
Как сообщалось ранее, правительством Челябинской области совместно с ОАО "СПК" принято решение об отмене с 1 февраля 2015 года пригородных поездов сообщением "Челябинск – Верхний Уфалей", "Екатеринбург – Верхний Уфалей", "Челябинск – Еманжелинск" и перевод поезда "Челябинск – Еманжелинск" (№6805/6822) на летний период курсирования с 26 апреля по 15 октября 2015 года.
Как сообщила Накануне.RU консультант отдела транспортного и линейного контроля управления транспорта министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Елена Мельникова, данное решение обусловлено тем, что ОАО "РЖД" в 25 раз увеличило плату за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, повысив льготный исключительный тариф с 0,01 до 0,25.
По ее данным, СПК отказалась подписывать договор об организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Челябинской области на 2015 год без финансового обеспечения. Бюджетом области на 2015 год на эти цели предусмотрено 102,1 млн руб. В 2014 году СПК было перечислено 100 млн руб. из бюджета области.
Вместе с тем, непокрытые убытки пригородной компании за 2014 год составляют порядка 80 млн руб. и должны быть возмещены в 2015 году.
В связи с этим СПК заключила с министерством транспорта области договор только на три месяца. В минтрансе пояснили, что с учетом дефицита областного бюджета были выбраны к отмене самые убыточные и малонаселенные пригородные поезда, что позволит снизить прогнозируемый объем убытков пригородной компании.
Так, направление "Челябинск – Верхний Уфалей" не электрифицировано. На данном участке курсируют рельсовые автобусы РА-2, эксплуатация которых значительно дороже электропоездов МВПС: убытки от их работы за 2014 год составили более 50 млн руб. Кроме того, по информации СПК, РЖД на 2015 год рассматривает два варианта повышения ставок аренды подвижного состава РА на 7,2% и на 20%, что, соответственно, еще увеличит убытки от их работы.
Таким образом, сохранение движения РА по маршруту "Челябинск – Верхний Уфалей" приведет к убыткам СПК в размере 80-100 млн руб., которые должны быть возмещены за счет средств областного бюджета.
Населенные пункты, расположенные на направлении, обслуживаемом пригородными поездами "Челябинск – Верхний Уфалей", охвачены регулярным автобусным сообщением. Существующая сеть муниципальных и межмуниципальных маршрутов обеспечивает возможность совершать поездки в административные центры муниципальных образований, а также в областной центр. Стоимость проезда пассажира на автобусе от Челябинска до Верхнего Уфалея составляет 342 руб. (стоимость проезда пригородным поездом – 315 руб.).
В настоящее время министерством дорожного хозяйства и транспорта области организовано движение автобусных маршрутов № 683 "Челябинск – Верхний Уфалей". Все автобусы оборудованы мягкими креслами с откидными спинками, салон автобуса оборудован кондиционером, ЖК-телевизором, индивидуальным освещением и обдувом, багажное отделение не менее 10 куб.м. Также до города Верхний Уфалей можно доехать на автобусе маршрута №549 "Челябинск – Нязепетровск", где работают такие же комфортабельные машины.
"В настоящее время министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области на данном направлении проводится ежесуточный мониторинг пассажиропотока. При увеличении пассажиропотока будут организованы дополнительные рейсы в необходимом количестве. Таким образом, все жители города Верхний Уфалей и населенных пунктов по пути следования отменяемых пригородных поездов будут обеспечены автобусным сообщением", - подчеркнули в министерстве.
Поезда сообщением "Екатеринбург – Верхний Уфалей" проходят по территории Челябинской области всего 17 км и имеют две остановки, находящиеся на территории Верхнеуфалейского городского округа. На данном направлении курсируют поезда на локомотивной тяге ЦМВ, эксплуатация которых значительно дороже электропоездов МВПС. Убытки от их эксплуатации ориентировочно за 2014 год составили около 5 млн руб. Учитывая, что все населенные пункты по пути следования отмененных пригородных поездов находятся на территории Верхнеуфалейского городского округа, их жители будут обеспечены внутримуниципальным автобусным сообщением.
На направлении "Челябинск – Еманжелинск" отмене подверглись поезда с населенностью от 1% до 12% (при средней населенности по Челябинской области 22,5%). Но, учитывая необходимость в транспортном обслуживании населения Еманжелинского муниципального района, в обращении сохранены поезда №№ 6817, 6825 сообщением "Челябинск – Еманжелинск" и №№ 6804, 6802 сообщением "Еманжелинск – Челябинск".