Исход президентских выборов в США, не оставил равнодушным, пожалуй, никого. За последнюю четверть века Вашингтону практически удалось создать систему однополярного мироустройства, поэтому победа Дональда Трампа никого не оставила равнодушным. При этом, если Обама и его потенциальная преемница Клинтон делали упор на антироссийскую риторику, то их конкурент от республиканцев в ходе предвыборной кампании не раз делал жёсткие выпады против Китая. Его антииммигрантские и протекционистские идеи также вызывают опасения в Поднебесной, ставшей за последние годы второй экономикой мира и одним из важнейших геополитических конкурентов Вашингтона.
Стратегия "Одного пояса – одного пути" стала серьёзнейшим вызовом американскому мировому господству. Кроме того, администрация Обамы приложила немало усилий, чтобы под конец правления темнокожего президента сразу несколько регионов близ китайской границы: Корейский полуостров и акватория Южно-Китайского моря, Мьянма и Тайвань превратились практически в "горячие точки". Сейчас там, в отличии от, например, Сирии или Ливии не ведётся боевых действий, но существует очень сильная потенциальная угроза столкновения держав, обладающих ядерным оружием. Кстати, и в Сирию, где создаваемый американцами "контролируемый хаос" вышел из-под контроля, КНР уже направила контингент своих военных советников, поддержав неугодного Вашингтону президента Башара Асада. Помимо эскалации военной угрозы, Обама начал претворять в жизнь проект Транс-Тихоокеанского партнёрства, который осуществлялся в угоду транснациональным корпорациям и в ущерб интересам КНР и, к слову, самих же США. Таким образом, Трампу, победу которого многие ещё недавно считали маловероятной, досталось непростое наследство. Об отношении к избранному американскому президенту в Китае и о том, как там оценили его возможное влияние на ключевые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в материале Накануне.RU.
Свой аналитический обзор по азиатским СМИ опубликовал один из популярнейших китайских сетевых экспертов Чжань Хао. По его данным, неожиданно победу кандидата от республиканцев поддержала пресса КНДР. В ходе избирательной кампании Трамп говорил только о Китае, тогда как о Северной Корее почти не упоминал. Фактически же, причины хорошего отношения к новому президенту в Пхеньяне те же, что и в Москве – победа Клинтон и продолжение политики Обамы не сулили КНДР ничего хорошего, тогда как при Трампе можно будет надеяться на некоторые улучшения, хотя пока и не ясно, какие именно.
Для Сингапура очень важна политика американского "разворота в Азию", сдерживания Китая и создания Транс-Тихоокеанского партнёрства (далее – ТТП). Успешная реализация этих стратегий привела бы к уменьшению влияния КНР в Южно-Китайском море, что удовлетворило интересы Сингапура. Кроме того, участие в ТТП было бы крайне выгодно для оффшорной сингапурской экономики. В этой связи, победа Трампа, который относится к ТТП хуже, чем Обама или Клинтон, для Сингапура – однозначно плохой сигнал.
Для Японии новоизбранный американский президент таит большие риски и издержки. Трамп заявлял ранее, что готов отказаться, например, от предоставления "ядерного зонтика" Токио и Сеулу. Вполне вероятно, что характер американо-японских отношений вскоре может существенно измениться, а это невыгодно для Абэ, который сейчас продвигает изменения в конституцию страны. Также японский премьер-министр в ходе всей предвыборной кампании неоднократно заискивал перед Клинтон и теперь, вероятно, отношения Вашингтона и Токио ждут не лучшие времена. Сходные причины и обеспокоенности победой Трампа в Южной Корее, но там дело осложняется ещё и внутриполитическим кризисом, сама президент Пак Кын Хе там сейчас под угрозой импичмента.
Наконец, новая администрация стала настоящим ночным кошмаром для Тайваня. Если раньше американцы поддерживали закрепившийся на острове чанкайшистский режим, то теперь никто не знает, каково будет отношение к Тайбэю со стороны Трампа. А существовать самостоятельно мятежный остров не может.
Что до КНР, то, по мнению Чжань Хао, и Трамп, как и Клинтон имеет ряд плюсов и минусов. В краткосрочной перспективе ни один хозяин Белого Дома не сможет отменить ни стратегию "разворота в Азию", ни политику сдерживания Пекина. Плюсами Трампа является то, что он больший прагматик, нежели Клинтон или уходящий Обама, и при нём экономические отношения между двумя странами могут продвинуться на новый уровень. С другой стороны – он сторонник протекционистских мер и в целом не очень предсказуемый человек. Многое зависит от начального периода президентства Трампа, после которого станет ясно, будут отношения двух стран улучшаться или ухудшаться.
В этой ситуации, как считает китайский эксперт, лучшим для Китая решением будет не концентрироваться на исходе заокеанских выборов и не пытаться подстраиваться под него, а продолжать реализацию собственных, уже существующих стратегий. Среди них:
Во-первых, концепция "Одного пояса – одного пути". Китай уже стал великой державой и ему нужно вовлекать всё больше государств в орбиту своей стратегии "Одного пояса – одного пути" и в её рамках укреплять с ними связи. Тогда и возможное негативное американское влияние на Пекин будет ослаблено.
Во-вторых, необходимо следить за отношением к себе со стороны других стран и противодействовать американской стратегии сдерживания. Речь опять же идёт о том, чтобы поставить собственные интересы Китая во главу угла. Важно также противостоять стратегии сдерживания КНР в Атлантическом океане, так как здесь американские происки особенно сильны. Параллельно с этим стоит заниматься укреплением безопасности вдоль собственных границ, чтобы не попасть в одну из многочисленных ловушек, которые в изобилии расставлены Америкой. Это не значит, что нужно быть беспечными, а как раз наоборот – нужно давать понять, что все, кто осуществляет провокации близ китайских границ, заплатят за это высокую цену, и для всех гораздо лучше сотрудничать с Китаем, а не угрожать ему. Проще говоря, опять же, Китай должен продолжать привлекать на свою сторону все приграничные государства. В результате, США будут становиться, чем дальше тем более одинокими и беспомощными.
В-третьих, развитие научно-технического и индустриального потенциала внутри страны.
В-четвёртых, проведение земельной реформы и контроль над процессом урбанизации.
В-пятых, Продолжение борьбы с коррупцией и политики "партия управляет партией" – ключевая роль в осуществлении внешней и внутренней политики Китая остаётся в руках КПК, поэтому именно от хорошего состояния Компартии зависят и состояние внутриполитической ситуации и отношения КНР с другими странами, в частности с США.
Похоже, в сходном ключе мыслит и руководство Китая. Председатель КНР Си Цзиньпин вчера по телефону поздравил Дональда Трампа с победой на выборах и без особых эмоций призвал его к сотрудничеству "без какой-либо конфронтации ради взаимного блага".