Коллектив Пермского академического "Театра-Театра", оскандалившегося в том числе спектаклем с сексом на фоне Богородицы, сделал ряд громких заявлений. Театралам не понравилось, что их не позвали на гражданский съезд "В защиту культурного наследия", а также возмутило письмо министра культуры Пермского края Игоря Гладнева с просьбой о соблюдении морально-этических норм в постановках "Театра-Театра". Художественный руководитель и главный режиссер "Театра-Театра" посчитали это объявлением войны, передает корреспондент Накануне.RU.
Сегодня на сайте "Театра-Театра" появилось открытое обращение к зрителям. В нем художественный руководитель театра Борис Мильграм, главный режиссер Владимир Гурфинкель и председатель пермского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный работник культуры РФ Анатолий Пичкалев рассказали о том, что их не позвали на гражданский съезд "В защиту культурного наследия", который деятели искусства и культуры провели Перми в минувшие выходные. Театралы восприняли этот жест, как вызов.
"Риторика и символика этого съезда нарочито воинственная, так в символике съезда использованы изображения кольчуги и меча. Сам съезд носит не оборонительный, а наступательный характер, и направлен не на консолидацию, не на объединение, а на разобщение культурного сообщества.На съезд не были приглашены такие заметные деятели культуры и искусства Перми и Пермского края, как председатель Пермского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации Анатолий Пичкалев, художественный руководитель Пермского театра юного зрителя, народный артист Российской Федерации Михаил Скоморохов, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис, директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян, арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева и, наконец, художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра Борис Мильграм и главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель, а также ряд других деятелей, долгие годы работающих в сфере культуры и искусства. Почему руководители ведущих учреждений культуры Пермского края остались в стороне от съезда?" – написали театралы.
Положения резолюции съезда они сравнили с лозунгами тоталитарного строя 1920-х-1930-х годов. В частности Мильграму, Гурфинкелю и Пичкалеву не понравился пункт, который гласит: "Деятели культуры не имеют права следовать сложившимся тенденциям на опрощение, опошление, осквернение отечественной культуры. Мы имеем не только право, но и обязанность сохранять и восстанавливать высокую культурную норму, жестко требовать от государства содействия этому процессу, а от отдельных деятелей культуры — соответствия".
В ответ гражданскому съезду коллектив "Театра-Театра" решил создать "зрительскую коллегию" – площадку для дискуссии и "столкновения разных мировоззренческих картин".
За день до обращения к зрителям руководство "Театра-Театра" устроило пресс-конференцию, которая должна была быть посвящена премьере нового спектакля. Но в итоге все обернулось громкими заявлениями худрука и главного режиссера театра.
Борис Мильграм рассказал, что следователи отказали заявителю в возбуждении уголовного дела из-за спектакля "Голубая комната" (18+), в котором инициирован секс на фоне Богородицы, и призвал все театральное сообщество игнорировать заслуженного деятеля искусств РФ, руководителя театра "У моста" Сергея Федотова, который попросил прокуратуру проверить "Театр-Театр" на предмет нарушения законодательства.
Затем Владимир Гурфинкель перешел к критике краевого минкульта. Режиссера оскорбило письмо Игоря Гладнева, в котором тот просит изменить устав "Театра-Театра", создать художественный совет театра и следовать морально-этическим нормам в своих постановках. Напомним, такое обращение ведомство направило после скандала с упомянутым выше спектаклем.
"Мы видим деятельность Министерства культуры и ее результаты. Все, что они делают, — это уничтожение. У них большой опыт уничтожения как фестивалей, так и культурных институций. Летнее мероприятие Минкульта, направленное на уничтожение Театра-Театра, не принесло им желаемых результатов, потому Министерство культуры устраивает серию провокаций. Министерство культуры, судя по всему, инициировало сбор этого Пермского гражданского съезда, министерство культуры "сливает" документы в прессу раньше, чем они доходят до нас", - сказал режиссер. Его слова приводит краевая газета "Звезда".
Худрук вспомнил об отставке и возвращению на пост Игоря Гладнева: "Это должно было привести к завершению конфликта. Я все это время молчал, проявлял абсолютную лояльность к министерству культуры. Мы не пересекаемся и не дружим. Я принял такую возможность мирного сосуществования с Минкультом, но оно перестало быть мирным".
Секретарь оргкомитета съезда "В защиту культуры" Илья Роготнев пояснил, что мероприятие собрало единомышленников, объединенных идеей сохранения русской культуры, в число которых Борис Мильграм не входит.
"В частности, господин Мильграм утверждал, что не знает, что такое русская культура, а свою задачу видит в трансформации общественного сознания. Делегаты съезда, напротив, объединены идеей сохранения и популяризации русской культуры как части мировой и скептически относятся к замыслам по трансформации сознания. Борис Леонидович Мильграм заявлял свой курс культурной перестройки не на словах, а на деле. И все, что делалось им в культурной политике, организаторам съезда просто чуждо, они считают это не вчерашним, а позавчерашним днем, когда был взят курс на ликвидацию суверенитета и растворение в глобальном пространстве. Поскольку мы организовывали не круглый стол, не форум, но съезд единомышленников — нам в голову не пришло приглашать на него людей, не знающих, что такое русская культура", - сообщил Илья Роготнев корреспонденту Накануне.RU.
При этом общественника возмутило высказывание Мильграма о том, что организаторов съезда якобы смутила его национальность.
"Спекуляции на этническом происхождении господина Мильграма представляются нам низкими и недостойными — между прочим, попытка противопоставить себя консервативному большинству по этническому признаку должно вызывать недоумение у еврейской общины прежде всего. И мы знаем представителей высокой иудейской традиции, которые, мягко говоря, недоумевают от одновременного выпячивания иудейской идентичности и вызывающего поведения в отношении инокультурных и иноконфессиональных оппонентов. На нашем съезде были в том числе представители еврейского народа и иудейской конфессии. Весь этот разговор глубоко провокативен и, честно говоря, возмутителен", - добавил Роготнев.