Вчера в Пермском академическом "Театре-Театре" под руководством недавно уволенного, а потом восстановленного в должности художественного руководителя Бориса Мильграма стартовал новый сезон. Зрители увидели нашумевший спектакль "Голубая комната" (18+), поставленный по пьесе Дэвида Хэйра итальянкой Алессандрой Джунтини. Действие состоит из восьми новелл, в центре повествования – половой акт. Примечательно, что две лесбийские сцены происходят на фоне иконы Божьей Матери, образ Богородицы появляется в некоторых эпизодах, передает корреспондент Накануне.RU.
На сайте театра сообщается, что с 1998 г. пьесу никто не решался ставить из-за того, что цензоры отнесли произведение к разряду порнографии. Как оказалось, небезосновательно.
По сюжету, сначала проститутка отдается таксисту, потом он сношается с горничной, та — с сыном хозяев дома, он — с женой политика, жена политика — со своим мужем, муж — со случайной девицей легкого поведения. Она, в свою очередь, вступает в сексуальную связь с женщиной-драматургом, которая, в свою очередь, спит с актрисой театра, которая соблазняет аристократа, который сношается с безотказной проституткой 20 лет.
"Постель — мерило всего, единственное место общения, единственное, что удерживает людей рядом друг с другом", — произносит, по-видимому, главную мысль постановки персонаж "Политик".
По словам зрителей, на развратный лад публику настраивают еще до начала спектакля. "Минут за десять до начала на сцену выходит жеманная девица, играющая проститутку, и начинает заигрывать с мужчинами, сидящими в зале. Трогает их, садится им на колени. А в перерывах между эпизодами актрисы с возгласом "Секс-секс-секс-секс!" кидаются на шею ошалевшим мужчинам с первого ряда", - рассказал общественник Павел Гурьянов.
Но спектакль, по версии театралов, вовсе не о сексе и разврате, а о любви. "Это история бесконечной любви, которая существует у людей, вот эти бесконечные отношения, вот эти бесконечные чувства, это то, что являет "любовный калейдоскоп", - пояснял в интервью местному телеканалу главный режиссер Владимир Гурфинкель.
Поводом для скандала может стать икона Божьей Матери, рядом с которой поставили красные туфли на высоком каблуке и писсуар. Критики осознают такую возможность.
Проститутка вылезает из ящика с иконой на крышке
"Усугубить возможность скандала может то, что в эпизоде отношений Драматурга и Актрисы появляется образ Богородицы. И если вокруг "Голубой комнаты" из-за этого (тьфу-тьфу-тьфу) и возникнет скандал, то он будет так же нелеп, как и все многие подобные конфликты. Ведь, как сказано выше, секса фактически не показывают, героини ни разу даже не поцелуются (хотя одна будет очень об этом просить), а изображение Девы Марии (кстати, из католической, а не из православной иконографии) оправданно, потому, что называется оно "Непорочное сердце". Согласитесь, очень символично появление иконы с таким названием в спектакле, где порок — основа действия", - сказано в рецензии обозревателя "Звезды" Григория Ноговицына.
По мнению Гурьянова, момент с Богородицей грозит Перми очередным скандалом с вовлечением в дело религиозной общественности.
"При этом камни неизбежно полетят в огород губернатора и тех чиновников, которые защищали Мильграма — это они теперь ответственны за все его пакости в должности худрука. Ведь кто-то из верующих людей может воспринять лесбийское половое сношение на фоне иконы Божьей Матери, рядом с которой поставили красные туфли на высоком каблуке и писсуар, оскорблением религиозных чувств верующих. А кривляние проститутки, которая изображает позиции того, как она доставляла удовольствие клиенту, выползшей из ящика, на крышке которого все та же икона, лишь утвердит верующих в мысли, что цель происходящего – именно глумление над религиозными символами и смыслами. Ведь ни икона, ни сама Божья матерь, символизирующая, вообще-то, непорочность, в спектакле никак не упоминаются. На нее не молятся, перед ней не каются, ее вообще не замечают. Она — только фон для инсценировки прелюдий и соитий", - отмечает общественник.
Узнать об отношении краевого министра к "порно-спектаклю" на момент публикации не удалось. Накануне.RU направило официальные запросы в минкульт, а также в ГУ МВД по Пермскому краю, чтобы узнать, были ли обращения на предмет соответствия "Голубой комнаты" законодательству.
Напомним, в конце августа Борис Мильграм официально вернулся на пост художественного руководителя пермского академического "Театра-Театра". Ранее министр культуры Игорь Гладнев уволил его из-за систематического нарушения руководством театра норм действующего законодательства, а также срыва реконструкции сцены и гастролей "Сатирикона". За худрука вступился губернатор края Виктор Басаргин.
Стоит отметит, что год назад разразился скандал вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске, в которой Иисус появился на сцене в компании обнаженных женщин, а на афише он был изображен распятым между ног женщины. Скандал длился несколько месяцев и привел к замене худрука оперного театра. Тогда же глава Минкульта Владимир Мединский озвучивал варианты создания художественных советов при театрах, что "прогрессивные творцы" тут же окрестили практикой "советской цензуры".