Увеличение бюджетных мест в вузах, мораторий на повышение стоимости образовательных услуг, увеличение стипендий и проверка преподавателей на профпригодность – такой перечень рекомендаций дали участники круглого стола по теме поддержки образования в кризис, который прошел в Госдуме. Инициаторами обсуждения стали члены "Справедливой России", партийцы уверены, что развитие системы образования – это один из механизмов выхода из кризиса, передает корреспондент Накануне.RU.
В заседании экспертного совета под председательством заместителя главы комитета Госдумы по образованию Виктора Шудегова, участвовали педагогические работники и руководители образовательных организаций, представители общественных объединений студенчества. Шудегов отметил, что в системе образования немало негативных тенденций, например, слияние вузов и их сокращение.
"Вам не кажется, что это не что иное, как перераспределение рынка образовательных услуг?", – подчеркнул он, добавив, что слияние происходит в рамках создания системы "опорных вузов". После завершения процесса Минобр может окончательно передать на уровень регионов ответственность за их работу, в первую очередь, делегировать финансовые полномочия.
Между тем, в развитие системы образования упирается решение экономических проблем страны, сказал политик: "Образование должно стать маршевым двигателем выхода из экономического кризиса".
Председатель регионального общественного движения "Мамы Москвы" Кристина Симонян в своем выступлении отметила, что система образования претерпела изменения, но подход к реформам был в корне неправильным – в документах, которые определяли реформы, не говорилось о качестве образования, они касались только финансовых вопросах и пресловутого ЕГЭ.
"Пора честно признать, что система бесплатного образования – это миф, по сути, мы, родители, платим за все", – отметила Кристина Симонян, добавив, что вне образовательного процесса остается самый главный компонент системы – воспитательный.
Член президиума Российской академии образования Николай Никандров напомнил о существовании разработанной в 1999 г. Доктрины об образовании. Нужно решить, принимать ли новую доктрину или актуализировать прежнюю с учетом новых реалий.
"Надо дать оценку деятельности руководителей системы образования прежней и нынешней", – заявил он. По его словам, в последние годы взаимодействие с работниками Министерства образования дается все сложнее. Заместитель руководителя фракции "СР" Олег Нилов также говорил о кадровой проблеме министерства. "Без изгнания ЕГЭобразов из "храма образования", ростовщиков, которые пришли зарабатывать на образовании, ничего не вернуть и не улучшить", – сказал он.
Депутат напомнил об акции "СР", обращенной к Правительству РФ – "Делай или уходи!". "К господину Ливанову я бы обратился с лозунгом "Наделал – уходи!" Ему не нужно уже давать времени на исправление ошибок", – заявил он.
Парламентарий также заявил о необходимости принятия закона об обязательном приравнивании стипендии к прожиточному минимуму. Также участники "круглого стола" предложили установить мораторий на повышение стоимости образовательных услуг, увеличение бюджетных мест в вузах. В числе механизмов, позволяющих изменить положение в отрасли, они назвали контроль за трудоустройством выпускников и повышение квалификации преподавателей.
Эксперты говорили, что стране нужно учиться жить, работать и учиться в условиях санкций, поэтому нет нужды подстраивать российское образование под европейские нормы. Президент гильдии российских адвокатов, ректор Российской академии адвокатуры и нотариата, председатель Коллегии адвокатов "Московский юридический центр" Гасан Мирзоев отметил, что переход на болонскую систему был неуместен в российских условиях.
"Почему мы должны подходить под европейскую гребенку. Своеобразность и самобытность России дает возможность полагать, что мы могли позволить себе не подвергать себя такому неуместному эксперименту".
По итогам "круглого стола" был выработан ряд рекомендаций: повышение статуса педагогического работника, укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений, введение гарантий на получение дополнительного образования, поддержка выпускников сельских школ при получении высшего образования, формирование достаточных социально-бытовых условий для освоения образовательных программ обучающимися, поддержка через систему образования социально-незащищенных семей. Все предложения будут направлены в профильное министерство и другие заинтересованные ведомства.