Задержки рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа", вызвавшие общественный резонанс в конце мая-начале июня, стали поводом для разговоров о полной отмене чартерных рейсов в России. В Росавиации отметили, что подобные заявления не соответствуют действительности, а рынок чартерных авиаперевозок в целом стабилен. Несмотря на то, что в настоящее время удалось нормализировать ситуацию с "ВИМ-Авиа", ведомство все же не обладает достаточными полномочиями для регулирования полетных программ при возрастании задержек рейсов. Некоторые авиаперевозчики, специализирующиеся на чартерах, продолжают смотреть на это "снисходительно". Подробности - в материале Накануне.RU.
Ведомство констатирует, что в середине мая был зафиксирован рост объемов пассажирских перевозок, который составил около 23%. В то же время отдельные чартерные компании нарастили объем перевозок до 240%. "Такой рост объемов перевозок временами не прикреплен соответствующим резервированием воздушных судов, которые выбывают из эксплуатации по различным причинам", - пояснил глава Росавиации Александр Нерадько.
Подобное случилось и с авиакомпанией "ВИМ-Авиа". "Три воздушных судна проходили плановое техническое обслуживание, там была установлена необходимость проведения дополнительных профилактических работ, чтобы гарантированно обеспечить безопасность полетов", - сказал он. В этой связи у компании появился дефицит воздушных судов, что и привело к задержкам рейсов.
В Росавиации отметили, что "ВИМ-Авиа" предупреждали о необходимости скорректировать свою полетную программу. "ВИМ-Авиа" продолжила перевозки и снисходительно смотрела на растущие задержки рейсов", - заявили в ведомстве.
Ситуация на рынке авиаперевозок стала усугубляться к началу июня. "Мы стали отмечать задержки рейсов не только у компании "ВИМ-Авиа", но и в других чартерах. Многие чартерные перевозчики аффилированы с туристическим бизнесом. Владельцы авиакомпаний одновременно является и владельцами туроператоров, гостиниц. Они меньше внимания обращают на необходимость строгого выдерживания расписания, поскольку это нарушает их бизнес", - прокомментировал Нерадько.
Очередное "предупреждение" со стороны Росавиации было обращено к "ВИМ-Авиа" 8 июня. "Мы предупредили, что если будут продолжаться задержки рейсов, мы рассматриваем это как издевательство над пассажирами, которые вынуждены в интересах чьего-то бизнеса следовать к местам отдыха и терпеть такие лишения и неудобства", - сказал чиновник.
Так, ведомство намерено с 21 июня публиковать на своем сайте список задержек рейсов с наименованиями авиакомпаний, чтобы пассажиры могли видеть данную информацию. "В РФ только за прошлые сутки было реализовано 678 регулярных авиаперелетов, 273 нерегулярных, 4 чартерных рейса были выполнены с задержкой более 6 часов. Эти авикомпании будут известны", - отметил Нерадько. В ведомстве считают, что такая "репутационная ремарка" должна сыграть свою роль при выборе туристами перевозчика.
Вместе с тем в Росавиации подчеркнули, что они не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность авиакомпаний.
Но ряд "технических процедур" ведомство все же может осуществить. "Следующий шаг - провести проверки сертификационных и лицензионных требований… Последний шаг - утверждение программы нерегулярных полетов… Мы можем пойти на точечное ограничение программ чартеров, если будем видеть, что авиаперевозчик не стремится исправить ситуацию", - уточнил глава агентства.
В свою очередь президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта "Партнёр гражданской авиации" Олег Смирнов подчеркнул, что никто не вправе отменить чартерные рейсы.
"Гражданская авиация всегда ориентировалась на два столпа. Всегда важным был пассажир. Вопросы его безопасности и регулярности полетов являются столбовыми в действиях всех государственных органов регулирования и руководителей авиакомпаний. Нам есть, над чем задуматься. Пассажиры с детьми, семьями были брошены авиакомпаниями и спали на полу в аэропортах. Это недостойно нашей великой страны. В советское время такого не было", - оценил он.
Комментируя ситуацию, в которой оказались пассажиры "ВИМ-Авиа", Смирнов посетовал на то, что руководители авиакомпании дистанцировались от проблемы. Он пояснил, что прошел в отрасли этапы работы руководителем как аэропорта, так и авиакомпании. "В таких моментах я был первым ночью на полу, когда дети и пассажиры ютились. Сейчас гендиректора авиакомпании в такой ситуации где-нибудь видели? Что это за элитность такая искусственная? Это человек, нанятый владельцем, чтобы пассажир не страдал. Правила федеральные предусматривают, что нужно предоставить пассажиру, если его рейс задерживают. Но в этот момент не найдешь представителя. Они исчезают, как в "ВИМ-Авиа". Бедным деткам и женщинам не к кому обратиться. Таких представителей надо метлой выметать из отрасли, им не место в авиации", - выразил мнение Смирнов.
Он также заявил, что в отрасли сегодня есть несколько неразрешимых проблем, которые, в том числе, и породили "недостаточные полномочия" Росавиации. "Первая проблема - абсолютно неэффективная система регулирования гражданской авиации. Тройственная система, которая существует сегодня, - министерство , агентство и прочее - это абсурд. Кроме вреда, это гражданской авиации ничего не принесло. Надо менять систему, делать ее так, чтобы она работала", - сказал глава Фонда.
Обозначил Смирнов и те "узловые" проблемы, решение которых могло бы способствовать улучшению экономики гражданской авиации. "Мы 25 лет гнобили свою авиацию, будучи великой авиационной самолетостроительной державой до 1990 года. Ни одного самолета западного не было. У нас было 14 тысяч летательных аппаратов, и все они были отечественного производства", - отметил он.
Сейчас же, по его словам, отечественные авиакомпании "попали в ловушку". "Покупают самолеты, запчасти, которых тысячи, за доллары, ремонты делают и покупают тренажеры за доллары, а билетики продают за рубли. И этих рублей, которые упали, не хватает для конвертации оплаты всех этих издержек в валюте", - прокомментировал эксперт.
Смирнов обозначил, что поддержка курса на импортозамещение в гражданской авиации является важным компонентом стабилизации ситуации. "Это самолет ИЛ-114, МС-21 и т.д. И самолеты, которые имеют ресурсы и стоят и гниют у забора. Это Ту-204, Ту-214, ИЛ-84, ИЛ-96. Они стоят, и есть ресурсы в них - берите, летайте. Но почему-то политика эта, еще Гайдаром начатая в начале 1990-х гг. продолжается, и только сейчас начали поднимать авиастроение", - добавил глава Фонда.
Чартерные рейсы нужно не только не отменять, но и расширять. Такого мнения придерживаются в Ростуризме, ссылаясь на "пожелания" туроператоров. "Мы очень заинтересованы, чтобы внутри страны развивалась чартерная авиационная перевозка, потому что она в среднем дешевле на 20-30% регулярной авиаперевозки. Существует мировой опыт, когда на базе чартерной авиаперевозки, наши туроператоры создают пакетные предложения. Мы заинтересованы, чтобы география пакетных турпродуктов расширялась. Мы просим Росавиацию обратить на это внимание", - сказал в свою очередь глава ведомства Олег Сафонов.
Возвращаясь к ситуации с "ВИМ-Авиа", глава Ростуризма призвал авиакомпанию восстановить региональную полетную программу из регионов России в Сочи и Симферополь. "На эту перевозку туроператоры уже проавансировали авиакомпанию "ВИМ-Авиа". Не надо вводить дополнительную чартерную перевозку. Нужно восстановить то, что изначально планировалось, за что туроператоры уже получили деньги и перечислили в "ВИМ-Авиа". Наши люди запланировали отдохнуть в Сочи и Крыму, но ввиду отсутствия воздушных судов и экипажей, пришлось перевозку "ВИМ-Авиа" корректировать", - сказал чиновник. На этот счет в ведомстве полагают, что "надо корректировать вывозную за рубеж перевозку, а внутри страны ни в коем случае не сокращать".
"Нас очень беспокоит, что пока не восстановлена перевозка в основные туристские дестинации - в Крым и Сочи, хотя была предусмотрена очень серьезная программа перелетов, причем напрямую из регионов. Сейчас перевозка осуществляется в основном через Москву и Санкт-Петербург. Мы просили бы Росавиацию, чтобы эта полетная программа была восстановлена как можно быстрее", - добавил Сафонов.
По его мнению, в этой части сложился "серьезный перекос". "За рубеж компания летает, выполняет рейсы в дружественный нам, стратегически важный Китай, но при этом нам представляется важным, что надо в кратчайшие сроки восстановить и в Симферополь, и в Сочи", - сказал он.
В целом, по оценке Ростуризма, ситуация с "ВИМ-Авиа" стабилизировалась, чартерные рейсы авиакомпании были значительно сокращены, что на данном этапе привело практически к полному отсутствию задержек рейсов.
Напомним, ранее "Вим-Авиа" сократила 12,8% чартерных рейсов. Накануне.RU сообщало, какие рейсы попали под сокращение. Решение о сокращении чартерной программы было связано с необходимостью минимизировать веерные задержки рейсов, возникшие на фоне позднего прибытия трех воздушных судов с планового обслуживания.
Ранее Накануне.RU также сообщало, что делать пассажиру авиакомпании, если его рейс оказался отменен.
Добавим, что в настоящее время решением проблемы с "Вим-Авиа" занимается специальный антикризисный штаб, созданный по поручению вице-премьера Виталия Мутко.